Знакомство с физико-математическим лицеем
Свою очередную рабочую поездку в рамках знакомства с системой общеобразовательных учреждений ЗАТО Северск Мэр Григорий Шамин, заместитель Председателя Думы Александр Власов и председатель бюджетно-финансового комитета Думы Надежда Зубкова посвятили посещению физико-математического лицея (бывшая школа № 194).
Информацию об истории и текущей работе учебного заведения во время встречи с руководством лицея представила его директор Валентина Савушкина. Она рассказала, что во второй половине девяностых годов 194-я школа стояла у истоков возрождения в городе распространенного в советское время движения физико-математичеких школ. Полученный опыт и наработки, заслуженный авторитет, а также результаты опроса северчан, показавшего большую заинтересованность в углубленном изучении детьми физики и математики, послужили основой для принятия решения добиваться статуса физико-математического лицея, который и был присвоен школе в начале двухтысячных годов после успешной аккредитации.
Сегодня в лицее занимается 450 юных северчан, причем помимо углубленного курса физики и математики серьезное внимание уделяется и другим предметам, так что по итогам ЕГЭ (с учетом и естественнонаучного, и гуманитарного направлений) СФМЛ на протяжении последних лет постоянно занимает самые высокие места в рейтинге общеобразовательных учреждений Томской области. По-прежнему на базе лицея действует физико-математическая школа, которую посещают способные ребята со всего города. Кстати, совсем недавно состоялся очередной выпуск, и многие выпускники уже стали студентами высших учебных заведений, показав достойные результаты, участвуя в вузовских олимпиадах. Кроме того, при лицее работает Центр предшкольного образования "Радуга» - здесь с использованием мультимедийных средств проходят подготовку к школе дети 6-7 лет.
Говоря о перспективах наполняемости учреждения, директор даже посетовала на то, что спрос значительно превышает предложение. Многие родители хотят отдать своего ребенка в лицей, не отдавая себе отчета в том, что не все дети имеют наклонности и способности к углубленному изучению физики и математики.
Конечно, достижения учащихся являются в значительной степени заслугой квалифицированного состава преподавателей. Однако не стоит забывать, что свою роль играет и хорошая материально-техническая база. Напомним, что после довольно длительного перерыва, СФМЛ стал первым общеобразовательным учреждением города, где был проведен капитальный ремонт, позволивший, в том числе, обеспечить оснащение учебных классов и учительских мест в соответствии с современными требованиями. При этом приоритет, отданный руководством лицея компьютеризации и IT-технологиям, способствовал выходу на новый уровень постоянно проводимой коллективом работе по созданию и внедрению инноваций в образовательные процессы.
Во время обсуждения предоставленной информации Григорий Шамин, Александр Власов и Надежда Зубкова уделили пристальное внимание финансово-экономической составляющей деятельности лицея. В частности, их интересовали текущие расходы СФМЛ на обслуживание здания, коммунальные услуги и собственно учебный процесс в сравнении с тем, что было до капитального ремонта. Такой анализ, по мнению Мэра, заместителя Председателя Думы и председателя бюджетно-финансового комитета имеет немаловажное значение, поскольку в настоящее время муниципалитетом продолжается проработка Стратегии реформирования системы общеобразовательных учреждений, при подготовке которой учитываются различные направления, связанные с эффективным расходованием бюджетных средств в сфере образования. В целом, комментируя услышанное, а затем и увиденное при обходе учебных помещений, Глава городского округа подчеркнул, что со временем материально-техническую базу всех без исключения северских школ необходимо довести до соответствия современным требованиям, предъявляемым к учебному процессу. А опыт, как положительный, так и отрицательный, полученный в ходе ремонтных работ в СФМЛ, для этого, несомненно, пригодится. Например, сегодня он взят на вооружение в 78-й школе, которая находится на капитальном ремонте.
По уже сложившейся традиции проведения рабочих поездок Мэра на предприятия и в учреждения знакомство с физико-математическим лицеем завершилось встречей с трудовым коллективом. Рассказывая о путях дальнейшего развития города, Григорий Шамин отметил, что большое значение на всех уровнях имеет преодоление устоявшихся стереотипов и подходов к реализации поставленных задач.
«За несколько десятилетий Северск привык жить в условиях выделения значительных субсидий из вышестоящих бюджетов, когда оставалось только правильно распределить поступающее финансирование. Сейчас все изменилось – ЗАТО выполнили возложенную на них государством миссию, и из года в год объемы финансовой помощи закрытым городам снижаются. Так в 2012 году поступления из федерального бюджета для Северска уменьшатся еще примерно на 100 миллионов рублей. Выпадающие доходы надо восполнять самим, а умения, а подчас и желания - зарабатывать, искать нестандартные пути решения проблем - еще не хватает. Пока мы не осознаем, что «под лежачий камень вода не течет», жить лучше не станем. А потенциал, и немалый, для этого есть. Например, следует более активно включаться в различные государственные целевые программы, по которым только в прошлом году в область поступило порядка 2 миллиардов рублей. Привлекать в Северск частных инвесторов, создавая им благоприятные условия - допустим, сокращая сроки подготовки документов на въезд в город специалистов. Добиваться повышения эффективности расходования бюджетных средств, потому что на этом направлении тоже остаются «узкие места», где можно было бы тратить меньше, чем сейчас. Словом, все необходимо считать, ко всему подходить рачительно, по-хозяйски, что каждый из нас делает применительно к бюджету своей семьи», - сказал Мэр.
В завершение Григорий Шамин ответил на вопросы собравшихся. В частности, состоялся конструктивный обмен мнениями о необходимости поэтапного упрощения пропускного режима при сохранении статуса ЗАТО. Также речь шла о вариантах возможной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; о продолжении строительства социального жилья; о перспективе работы общеобразовательных учреждений в качестве центров школьных округов и многом другом.