Просто только на первый взгляд
Коммунальные платежи и процедура установления соответствующих тарифов обсуждались под председательством Почетного гражданина ЗАТО Северск Геннадия Хандорина на очередном заседании городского общественного совета, созданного при Мэре Григории Шамине. Также участие в нем приняли начальник Департамента тарифного регулирования Администрации Томской области Марина Вагина, депутаты северской Думы и представители Администрации, директор филиала ОТЭК в ЗАТО Северск Сергей Фокин и его заместители.
По сложившейся за годы работы ГОСа традиции в начале заседания слово взял Глава городского округа. Григорий Шамин отметил значимость рассматриваемых вопросов, ведь они касаются каждого и напрямую связаны с качеством жизни северчан. Он напомнил, что применительно к Северску в этой сфере была и своя особенность, поскольку раньше в течение долгого времени местный бюджет брал на себя определенную долю коммунальных расходов всего населения. Но до бесконечности так продолжаться не могло, и сейчас северчане рассчитываются полностью, получая адресную поддержку в рамках действующего законодательства. Чтобы не было никаких и, прежде всего, технических проблем в будущем с обеспечением коммунальными услугами, платить за них в идеале надо с учетом реальных затрат ресурсоснабжающих организаций на производство этих услуг, то есть по экономически обоснованным тарифам, подчеркнул Мэр. Однако по объективным причинам, включая платежеспособность людей, на практике тарифы на тепло, электричество, холодную и горячую воду, водоотведение довольно часто ниже экономически обоснованных.
Кроме того, Григорий Шамин обратил особое внимание на то, что жировка включает в себя не только коммунальные, но и жилищную услугу, к которой относится строка за содержание и текущий ремонт. И если тарифы на коммуналку, их изменения регулируются федеральными и региональными властями, то стоимость жилищной услуги - результат договоренности собственников жилья с организацией, управляющей многоквартирным домом согласно решению их собрания. Поэтому когда начинаются любые разговоры о значительном росте платежа в целом, всегда надо конкретно смотреть по какому разделу и в связи с изменениями каких параметров произошло увеличение.
Еще один момент, на котором сделал акцент Мэр, - ситуация с твердыми коммунальными отходами. С 1 января 2019 года в стране и области заработала новая система обращения с ТКО. Это стало коммунальной услугой. На областном уровне были определены региональные операторы, установлены нормативы накопления мусора и тарифы за его вывоз, причем плата взимается исходя из количества проживающих, а не из площади помещения. Отмечалось, что на сегодняшний день есть случаи, когда плата за утилизацию ТКО по-прежнему осталась составной частью ежемесячного платежа за содержание и текущий ремонт. То есть одновременно происходит взимание платы за утилизацию мусора и как за жилищную, и как за коммунальную услугу, соответственно управляющими организациями и региональными операторами, чего не должно быть. Так что собственникам жилья стоит выяснить у своих управляющих организаций и ТСЖ, как обстоит дело, и большую роль здесь призваны сыграть, в том числе, советы многоквартирных домов. Также речь шла, что буквально на днях Губернатор подверг критике ход мусорной реформы в области и дал поручения Департаменту тарифного регулирования и Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды до начала следующего месяца снизить размер платы населения до уровня конца прошлого года, разработать региональную программу о системе обращения с ТКО. Будут проведены и необходимые проверки.
Выступившая на заседании начальник областного Департамента тарифного регулирования Марина Вагина постаралась в максимально доступной форме пояснить процедуру формирования и установления тарифов. Для ресурсоснабжающих организаций она носит заявительный характер: все направляют заявление на установление тарифа и подробный пакет документов, обосновывающих и подтверждающих каждую строчку их сметы расходов (зарплата трудовому коллективу, текущий и капитальный ремонт оборудования, налоги, аренда, приобретение топлива и т.д.) на оказание той или иной коммунальной услуги. Учитываются также другие изменения. Например, рост НДС на 2% с 1 января 2019 года. После доскональной проверки Правлением Департамента для каждой организации утверждается или пересчитывается тариф. В случае необходимости увеличения оно не должно быть больше разрешенных на федеральном и региональном уровне показателей повышения коммунальных тарифов на определенный период. По словам докладчика, с решениями Правления, как и с обосновывающими документами можно ознакомиться на сайте Департамента тарифного регулирования. Поскольку на размер тарифа влияет много факторов, он может отличаться как между муниципалитетами, так и в пределах одного городского округа. В частности, тариф на тепло в Северске меньше, чем в областном центре и на внегородской территории самого ЗАТО.
Казалось бы, размер платы за коммуналку это просто умножение тарифов на объемы потребленных услуг, которые определяются либо по приборам учета, либо по нормативам. Вроде бы, все понятно. Тем не менее, отвечая на вопросы, Марина Вагина отметила по поводу начисления платы за общедомовые нужды, что необходим прозрачный и понятный людям механизм ежемесячного формирования объема услуг и расчета по ОДН. По ее мнению, его должны объяснять собственникам управляющие компании и ТСЖ.
Директор филиала ОТЭК в ЗАТО Северск Сергей Фокин коротко рассказал о мерах, принимаемых по снижению затрат на закупку топлива для ТЭЦ, по повышению эффективности работы; о постепенной подготовке к следующему отопительному сезону; инвестиционных планах по модернизации оборудования, в том числе для того, чтобы быть конкурентоспособными на энергетическом рынке страны; о том, что пока не всем многоквартирным домам удается избежать так называемого «перетопа» и важности регулировки систем домового отопления в зависимости от погодных условий. Также при обсуждении выступлений говорилось, что на сегодняшний день тариф на тепло в Северске ниже экономически обоснованного, и устойчивость общей финансовой ситуации на единственном источнике теплоснабжения города в некоторой степени поддерживается благодаря продаже тепла в виде пара на СХК.
Члены городского общественного совета приняли прозвучавшую на заседании информацию к сведению. В целом, с их точки зрения, разговор получился полезным. Кроме того, ГОС считает необходимым с использованием различных вариантов информирования населения специалистами, оперативно отвечать на возникающие у северчан вопросы, продолжать в городе разъяснительную работу как формируются коммунальные тарифы и что их регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровне, а содержание и текущий ремонт общедомового имущества является сферой взаимоотношений собственников жилья с управляющими организациями. Причем собственникам, тем более на уровне муниципалитета, надо помогать конструктивно выстраивать эти отношения с учетом интересов каждой из сторон, ведь при совсем низком тарифе на жилищную услугу улучшить что-то в многоквартирном доме невозможно.