Контроль – непременное условие эффективности муниципальной власти
В понедельник состоялись очередные заседания постоянных комитетов Северской думы – контрольно-правового (председатель С.Свиридов), комитета по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (председатель С.Клоков) и бюджетно-финансового (председатель М. Мурашкин).
Контрольно-правовой комитет рассмотрел вопрос о ходе исполнения «Правил содержания собак и других домашних животных ЗАТО Северск». По словам заместителя начальника управления ЖКХ, транспорта и связи Ирины Николаевой, «проблема содержания домашних животных была, есть и искоренится не скоро». Площадки для выгула собак есть, но они требуют ремонта, а, значит, и дополнительных затрат. Где взять деньги? Может быть, ввести дополнительный налог на владельцев собак? Но вот оказывается, что на учете в городе 2 тысячи собак, и налог-то небольшой, а платят его всего 30-40 процентов владельцев.
Впрочем, все участники обсуждения были согласны в том, что да, проблема есть, но она не носит острый характер, а С.Свиридов прямо сказал: «картина более или менее благополучная». По укусам жалоб не поступало, скученности собак нет. По словам заместителя главы администрации Александра Парфененко, жалоб на содержание собак в этом году меньше, чем в прошлом году. Жалуются, в основном, на то, что бездомные собаки живут на стройках, в подвалах. А сердобольные жители их подкармливают, тем самым объективно работая на обострение проблемы. Есть жалобы и на то, что некоторые хозяева своих собак выгуливают без поводков и намордников.
Что делать с теми собаками, что выпали из-под контроля? Гуманный закон требует стерилизации собак (эта процедура, кстати сказать, стоит 350 руб.). И в определенной степени это делается. Так, представитель комбината благоустройства рассказал о том, как это делается реально (рано утром, без шума – специальное ружье стреляет бесшумно…).
И, тем не менее, участники обсуждения, как и многие озабоченные жители Северска, хотели бы еще более очевидных подвижек в решении этой проблемы. Кто-то вспомнил, что в родственном Зеленогорске была острейшая проблема с собаками – там их были десятки тысяч. Но вот проблему, решили, штрафуя нерадивых хозяев по-максимуму, а бездомных – ликвидировали афганцы. Вспомнили, что в Кемерове, невзирая на закон, требующий гуманного отношения к животным, собак убивают из винтовок самым натуральным образом, опираясь на свой, местный, кемеровский закон.
Информация была принята к сведению.
Острой, и понятно почему, стала информация о несанкционированных свалках на территории города и мерах по улучшению ситуации. Любимый город, гордящийся своей системой вывозки мусора, вдруг оказался в некоторых местах (соответствующий список адресов был депутатам представлен) завален мусором. Отдельные нерадивые граждане были даже уличены в том, что мусор выбрасывают из окна, или же в мешках подбрасывают к подъездам соседних домов. Что делать? Меры предлагались разные, в том числе и довольно радикальные, с привлечением милиции. Однако, по словам начальника дежурной части УВД Александра Григорьевского, милиции по административным правонарушениям заниматься оперативно-розыскной деятельностью нельзя.
А санитарно-эпидемиологическая служба, которая казалась столь всесильной, оказывается, не может должным образом реагировать на нарушения физических лиц. В ходе обсуждения не нашлось и должных мер по отношению к гаражным кооперативам – одним из самых злостных нарушителей порядка.
В результате обсуждения было решено подготовить план мероприятий, который бы включал в себя меры, как административного, так и морального воздействия (нарушителей, заснятых на фото, на телевизионную пленку в назидание другим будут показывать по телевизору).
Обсуждение этих двух вопросов выявило две вещи. Во-первых, потребительское отношение самих горожан к порядку. Да, мы нарушаем порядок, но вы-то на то и поставлены специально для того, чтобы убирать за нами. А во-вторых, отсутствие должного контроля и со стороны самой власти. Ведь раз прощенное мелкое нарушение неизбежно приведет и к другим нарушениям.
Комитет по управлению и распоряжению муниципальной собственностью рассмотрел условия приватизации МП «Северский водоканал». Муниципальные предприятия энергетического комплекса, согласно закону, должны быть акционированы. Это, должно дать больше оперативной свободы управленцам предприятия, что, в свою очередь, как ожидается, должно повысить и эффективность деятельности предприятий.
Конечно, в ЗАТО, привыкшем жить в условиях патернализма, такое акционирование может вызвать тревогу. Однако, в ходе состоявшегося обсуждения эта тревога была рассеяна. Будет акционировано только само предприятие, но не сети. Да и акции практически будут находиться под контролем муниципалитета. Так что переход на новые, рыночные, рельсы должен для северчан пройти безболезненно. Против акционирования выступил только один депутат.
Большую дискуссию вызвал отчет председателя комитета потребительского рынка Людмилы Гусевой о ходе исполнения программы «Развитие услуг общественного питания ЗАТО Северск на 2004-2006 гг.». Депутаты отметили, что при довольно солидной материальной базе северского общепита, этот общепит не показывает должной эффективности: качество кухни в ресторанах оставляет желать лучшего, цены высоки, лучшего оставляет желать и качество обслуживания. В качестве положительного примера по всем критериям депутаты приводили томские предприятия питания. Чего-то северчанам не хватало, чтобы быть на должной высоте. Чего? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.
По завершении работы комитета я обратился к Сергею Клокову с вопросом, в чем же, по его мнению, причина того, что муниципальные власти подчас оказываются не в состоянии какие-то решения довести до реального исполнения.
- Во-первых, - подчеркнул С. Клоков, - недостаточно проработана правовая база. Закон определяет меру ответственности. А вот как ее реализовать, достаточно четко механизмы не прописаны. Вот, взять, например, обсуждавшийся сегодня вопрос по игорным заведениям. Мы говорим о том, что в Северске он не исполняется. Но и в самом Томске еще ни одного не взяли на административную комиссию из тех, кто не выполняет областной закон. Какие возможности воздействия на нарушителей предусматривает закон? Многоэтапность, то есть сначала – предписание, потом – административная комиссия, и только после нескольких нарушений мы можем подавать на нарушителя в суд. Такая система воздействия как-то растянута по времени и добиться цели очень сложно. Нет такого однозначного решения, как, скажем, при нарушении правил дорожного движения.
Вторая сторона – недостаточность контроля. Вновь обратимся к игорному бизнесу. Областной закон вступил в действие 17 апреля. В принципе уже 18 апреля можно было ходить и всех нарушителей наказывать. Но 18-го этого не случилось? Не случилось. Сказать, что не дали времени на раскачку, неправильно, потому что закон вышел еще полгода назад.
Должен быть контроль.
Виктор Волков