По ДДУ найдено разумное решение
Повестка дня состоявшегося 20 июня рабочего заседания Думы ЗАТО Северск была столь велика, что вполне тянула на полноценную сессию. Впрочем, это неудивительно, поскольку именно в рабочем порядке депутаты рассматривали готовность вопросов к вынесению на сессию. Восемь вопросов рассмотрел бюджетно-финансовый комитет (председатель М. Мурашкин): уточнение показателей бюджета на текущий год; информацию об исполнении бюджета за первый квартал 2006 г.: внесение дополнений в Положение о земельном налоге; утверждение Положения о порядке предоставления отсрочки или рассрочки по уплате неналогового платежа в бюджет ЗАТО и другие.
Вопросы эти отнюдь не носили характер чрезвычайный, скорее, это были рутинные вопросы. Корректировка бюджета вызывается изменением доходной базы (в сторону увеличения, или же, наоборот, сокращения) и, соответственно, изменяется и расходная часть бюджета. В данном случае корректировка была вызвана увеличением доходной части – более, чем на 2 млн. рублей. На соответствующую же сумму были увеличены и расходы (без изменения абсолютного размера дефицита) – по принципу «всем сестрам по серьгам», то есть достаточно равномерно, с учетом реальных потребностей, без давления экстраординарных факторов.
Дискуссию вызвал лишь вопрос об отсрочке неналоговых платежей. Постановка вопроса обусловлена требованием бюджетного кодекса не превышать определенного объема таких отсрочек. Депутаты оценили объем отсрочек по завершении первого квартала и объем, который может образоваться во втором. Заложенная в бюджет сумма отсрочек составит 12 миллионов рублей.
С «зацепками» прошел вопрос «О перераспределении субвенций на развитие социальной инженерной инфраструктуры ЗАТО Северск, выделенной бюджету ЗАТО на 2006 год». Речь шла об использовании части субвенций, выделяемых на капитальное строительство в ЗАТО, на финансирование капитального ремонта благоустройства внутриквартальных территорий (8,8 млн.рублей) и объектов социальной сферы (9,3 млн. рублей) в рамках софинансирования этих же работ и в таких же объемах из областного бюджета. Докладывал первый заместитель главы администрации Александр Парфененко. По его словам, на федеральном уровне были внесены некоторые изменения, ограничивающие возможность местному бюджету маневрировать средствами субвенций. В частности, речь шла о капитальном строительстве. Доклад вызвал недовольство северского мэра Николая Кузьменко. «Лето уходит, - сказал он, - а мы еще ничего не делаем и в итоге деньги не освоим».
Практически без дискуссии прошел вопрос (то есть было решено вынести его на ближайшее заседание Думы) «Об утверждении порядка создания и упразднения особо охраняемых природных территорий местного значения ЗАТО Северск», рассмотренный в рамках предложений контрольно-правового комитета (председатель Сергей Свиридов). В апреле этот вопрос обсуждался довольно бурно на таком же рабочем заседании. Одобрено и предложение назначить публичные слушания по проекту решения «О создании особо охраняемой природной территории местного значения «Озерный комплекс пос. Самусь ЗАТО Северск». Такие слушания, видимо, состоятся в конце июля.
Но, естественно, самый живой интерес депутатов вызвал вопрос «Об утверждении размера платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях». На последнем заседании Думы эта тема привела к острой дискуссии. Вызывали вопросы, как предлагаемые размеры увеличения такой платы, так и обоснованность такого увеличения. На этот раз дискуссии практически не было. Умерило свои аппетиты и городское управления образования (начальник Александр Щипков). Изучила вопрос и Счетная палата.
А.Щипков предложил увеличить суточную плату за пребывание ребенка в обычном саду до 50 рублей, в садах с бассейнами – до 58 руб., в детских садах компенсирующего типа – до 60 руб., в детских садах с круглосуточных содержанием – до 65 руб. Предложенный рост даст в бюджет дополнительно 11 миллионов рублей. Однако, проблему дефицита (30 миллионов рублей) не решит. Снять остроту дефицита должны, по словам А. Щипкова, уже предпринимаемые, «организационные мероприятия».
Данные по проведенному в ДДУ контрольному мероприятию представила аудитор Инна Левина.
Для нее, приступившей к деятельности в апреле, эта работа была, по сути, боевым крещением.
Целью контрольного мероприятия было изучить, насколько реально серьезно финансовое положение с ДДУ. Она сразу же ответила на этот вопрос: положение действительно тяжелое, назвав порочным существующее по сей день еще с коммунистических времен планирование «от достигнутого». Также, как неправильную, оценила и бытовавшую до недавнего времени практику единой платы в ДДУ разного типа. Неодинаковый набор услуг определяет и разную реальную стоимость пребывания ребенка в саду. Уравниловка же искажает экономику и затрудняет планирование.
Что же реально выявила проверка? У аудитора вызвало вопросы, что несмотря на проведенный конкурс по выбору поставщика услуг для ДДУ, должной отдачи от этой процедуры не было. Почему-то один подрядчик выполнял множество функций, а в силу того, что это не всегда было по его основному профилю, то этот подрядчик выполнял функции посредника, в ряде случаев накручивая цену за предоставленные услуги до 27%. Практику такого посредничества И.Левина назвала недопустимой. Цена закупаемых в ряде случаев продуктов оказалась выше ожидаемого оптимума.
Нерациональны и штатные расписания в детских садах. Ну, например, зачем каждому саду свой бухгалтер, когда все можно разумно организовать на базе единой централизованной бухгалтерии? Кстати, среди мер по улучшению ситуации, предложенных Счетной палатой, есть и предложение создать единую информационную базу – прекрасное средство, с одной стороны, для контроля, с другой – для оптимизации финансовых расчетов.
Счетная палата предложила большой план мероприятий, призванных выправить ситуацию. Решит ли это проблему и когда, спросил депутат В.Осипцов. По словам И.Левиной, решит и решения по пересмотру родительской платы будут сведены к минимуму, если этот план будет проведен последовательно в жизнь.
Важным обстоятельством, призванным сыграть позитивную роль в планировании, должно быть нормативное планирование. И оценка деятельности ДДУ должна производиться на основании того, как соблюдаются эти нормативы, а не на основе того, как выполняются бюджетные назначения.
На этот раз депутаты были удовлетворены, и вопрос будет вынесен на ближайшую сессию думы.
Виктор Волков