На внеочередной сессии 19 октября
Прошел год работы северской думы первого созыва. Но, пожалуй, по-настоящему первый серьезный экзамен на депутатскую зрелость депутаты получили в минувший четверг на внеочередной сессии, в повестке дня которой стоял вопрос о внесении изменений в Устав городского округа ЗАТО Северск. Изменения вызваны, как необходимостью приведения документа в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве, так и внутренними потребностями городского округа.
Вносить изменения депутаты должны были, имея уже определенный опыт. Председатель контрольно-правового комитета Сергей Свиридов представлял поправки, и депутаты голосовали. И дело, казалось, пошло довольно споро, пока не касалось вопросов весьма существенных. Предвидя большие дискуссии, С.Свиридов предложил изменения в статью 28 п. 28 и ст. 41-ю, касающиеся регулирования тарифов, рассмотреть в самом конце. И оказался в своих предположениях прав.
Первая дискуссия развернулась, когда рассматривалось предложение главу 4 Устава дополнить ст. 36-1 о депутатских объединениях в Думе. Статья допускала создание фракций – «Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутатов по вопросам, рассматриваемым Думой». По характеру развернувшейся дискуссии (в ней приняли участие Г.Хандорин, К.Изместьев, С.Блоха, И.Сенникова) чувствовалось, что над депутатами довлеет въевшееся в сознание еще с вузовских времен слово «раскол». С.Блоха предложил вообще не рассматривать эту статью. А Г.Хандорин предложил поддержать включение статьи в текст Устава, но в то же время попросить томских специалистов подробно прокомментировать все аспекты, вытекающие из этой статьи.
В соответствии с внесенными поправками почти вдвое расширены полномочия мэра. Это прошло практически без дискуссий. Но вот поправка в ст. 55, п. 5, дающая администрации право предоставлять бюджетные кредиты, вызвала дискуссию. Вопрос оказался слишком серьезным, и принять изменения вот так сразу депутаты были не готовы. Было решено рассмотреть вопрос на ближайшей сессии после дополнительного и более глубокого его изучения.
В ходе обсуждения поправок произошел довольно любопытный и показательный эпизод. Принятие решения об изменениях в главном документе города требовало квалифицированного большинства – двух третей голосов. Поскольку многие изменения принимались единогласно, то этот тонкий нюанс как бы не замечался (в заседании думы приняло участие 20 депутатов). Но вот возникло некоторое расхождение мнений и потребовалось уточнить, сколько же голосов составляют эти две трети. То ли это от списочного состава, то ли от числа присутствовавших на заседании. И если от списочного состава, то как учитывать то, что два человека вышли из состава депутатского корпуса (Ю.Михалева и В.Лихачев).
Знатоком регламента показал себя депутат В.Соколов, который нашел положение, в соответствии с которым две трети исчисляются от списочного состава, существующего фактически, то есть в данном случае, без двух убывших депутатов. И хотя «открытие» В.Соколова никак не повлияло на уже состоявшееся голосование, но депутаты получили урок: тонкое знание регламента, процедур дает отличный инструмент для решения вопроса.
Но самая большая схватка, как и предполагалось всеми, развернулась вокруг статей, касающихся тарифов. Если упростить вопрос, то он стоял так, кто будет принимать решения о величие тарифов, а, значит, и отвечать за них.
В соответствии с предложениями контрольно-правового комитета некоторые полномочия администрации, прописанные как пункты 1,2,3 ст. 42-й, необходимо перенести в полномочия Думы, как пункты 4,5,6 статьи 28-й. В соответствии со ст. 28, п. 4 полномочия думы будут выглядеть так: «регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей». В соответствии со ст. 28, п. 5 дума «устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а в соответствии со ст. 28, п. 6 – «регулирует тарифы на услуги муниципальных предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено федеральными законами».
По мнению С.Свиридова и Н.Атаманчук, 210-й федеральный закон о местном самоуправлении четко прописывает полномочия и исключительную компетенцию представительных органов. Все те поправки, которые предлагаются (расширение прав именно представительного органа, например, в старой редакции) – все взято из федерального закона.
По мнению депутата Е.Метельковой, депутаты оставляют за собой коммунальный комплекс. Но нужен «основополагающий документ, …где будут прописаны механизмы регулирования тарифов». Также нужно решить, что делать с муниципальными тарифами – отдать ли их администрации или же какую-то часть все же оставить за собой. «Если, - сказала она, - этим будет заниматься администрация, то мы слагаем с себя груз ответственности, хотя документом, регулирующим установку тарифов, мы все равно осуществляем контроль. Но мы все равно к этому отношения уже не имеем. Это уже чистая прерогатива администрации. Если же мы оставляем за собой право на все тарифы, значит, мы с вами работаем плотно».
Попытку внести ясность в дискуссию сделал заместитель главы администрации Е.Николаев. «Боюсь, - сказал он, - что я не расскажу, что такое регулируемые тарифы, что такое нерегулируемые... Администрация ни от чего не отказывается – отдадите нам эти тарифы, мы будем их регулировать. Не дадите, значит, мы предлагаем этот, третий, вариант….». По его мнению, в соответствии с предложениями администрации, депутаты никак не устраняются от решения проблем тарифов – то ли это в прямом виде, то ли – через решение регулирующего органа, в котором на паритетных началах будут участвовать депутаты и специалисты.
По мнению Г.Хандорина, надо поддержать принципы, которые предлагает администрация. Меня, сказал он, не беспокоит то, что часть работы по тарифам возьмет на себя администрация. Ведь взяв на себя такие полномочия, она возьмет, таким образом, на себя и ответственность. Зачем нам брать на себя такую «мелочевку». Вот сказал депутат, мы утверждаем тарифы на банные услуги. Я голосую и не знаю, правильно ли я голосую или же неправильно. А пока, предложил Г.Хандорин, надо отложить рассмотрение этого вопроса.
Ведущий заседание мэр Николай Кузьменко предложил проголосовать три проекта решения: оставить все, как есть; отложить вопрос до другой сессий и доработать вопрос сегодня же. Нужного количества голосов предложения не набрали. И Н.Кузьменко, как председательствующий, объявил в заседании перерыв до четверга 26-го октября. Так что внеочередная сессия свою работу продолжит. А после завершения работы над Уставом, депутаты примут участие в новой сессии, на этот раз, очередной.