Депутатский контроль – в действии
Как показали последние два заседания северской думы, введя в практику «Часы администрации» - регулярные отчеты исполнительной власти о своей деятельности, депутаты тем самым создали эффективный инструмент контроля за работой администрации. Острота обсуждения отчета на последнем заседании не уступала обсуждению такового на прошлом заседании.
Первым вопросом стал доклад начальника финансового управления администрации Анатолия Абрамова об исполнении решения думы от 23 ноября прошло года о проведении служебного расследования по факту выдачи кредитов МУП «Городское оптово-коммерческое предприятие» (ГОКП) и принятых мерах по возврату выданных кредитов.
Правовым основанием предоставления возвратной финансовой помощи МУП ГОКП в 99-м году, стало решение Собрания народных представителей от 22 июля. Хотя еще 19 июля финансовое управление в своем заключении на проект решения предупреждало о кризисном финансовом положении данного предприятия и о невозможности предоставления бюджетных средств предприятию, являющемуся фактически банкротом. Однако СНП своим решением дало указание главе администрации оказать беспроцентную финансовую помощь в размере 7,3 млн. руб. путем проведения взаимозачетов со сроком погашения задолженности до 31 декабря 99 г. для погашения задолженности перед поставщиками. 26 июля вышло и соответствующее распоряжение главы администрации.
Тогда же финансовое управление и МУП ГОКП заключили соответствующий договор, в соответствии с которым предусматривались меры в отношении МУП на случай нецелевого использования бюджетных средств или же несвоевременного их возврата.
Через два года, 28 мая 2001 г. финансовое управление вынуждено было прибегнуть к санкциям, прописанным в договоре - оно направило в банк инкассовое поручения на списание перечисления в бюджет денежных средств в размере суммы бюджетного финансирования - 7,3 млн. руб. Кроме того, на протяжении 2001 г. финуправление неоднократно направляло записки на имя, как заместителя главы администрации, так и председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, в которых говорилось о невозможности продления срока возврата в связи с невыполнением условий договора.
Несмотря на то, что первый кредит в срок до 31 декабря 99 г. так и не был погашен, в 2000–м году предприятию был выдан второй кредит - в размере 11,5 млн. руб. Правовым основанием его предоставления, на этот раз за счет средств развития территории, явилось решение комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов от 12 сентября 2000 г. и соответствующее распоряжение главы администрации от 14 сентября о предоставлении МУПу кредита на реализацию инвестиционного проекта - организации централизованного снабжения предприятий и организаций муниципальной сферы на базе МУП ГОКП. Срок кредита – 3 года. Возврат кредита должен был начаться с 13-го месяца после получения кредита.
Поскольку скоро уже и здесь выявилось нецелевое использование кредита, то, по словам А.Абрамова, финансовое управление на протяжении 2001-2005 гг. неоднократно предпринимало меры к безакцептному списанию бюджетного кредита, применению штрафов за нецелевое использование кредита, а 5 июля 2001 г. на имя главы администрации оно направило соответствующую служебную записку.
17 апреля 2002 г. областной арбитражный суд ввел в отношении МУП ГОКП процедуру банкротства. Требования по возврату выданного кредита в полном объеме были включены в реестр требований кредиторов пятой очереди. 29 июля того же года арбитражный суд объявил предприятие несостоятельным банкротом и открыл конкурсное производство сроком один год. А 15 июля 2005 г. арбитражный суд утвердил отчет конкурсного управляющего, ликвидационный баланс и завершил конкурсное производство. Конкурсный управляющий уведомил финансовое управление о том, что требование кредиторов пятой очереди не удовлетворены по причине недостаточности имущества должника и считаются погашенными.
По второму вопросу - о плане мероприятий по выходу МУ ПАТП из кризиса – в силу того, что глава администрации находился в командировке, отчитывался его первый заместитель Александр Парфененко.
Он напомнил, что еще в ноябре прошлого года северская дума приняла решение о сохранении в ЗАТО муниципального пассажирского транспорта. Но, поскольку ПАТП находились в кризисной ситуации, для выработки плана действий была создана рабочая группа, плод деятельности которой А.Парфененко и представил 22 марта 2007 года. В плане – несколько пунктов с разными сроками реализации. Например, сформировать маршрутную сеть пассажирского транспорта общего пользования предполагалось до 1 ноября текущего года. Ну, а срок проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности пассажирских и автотранспортных предприятий по итогам 2006 г. и анализа аналогичных планов на текущий год 2007 г. определен на апрель.
Планом предусмотрено объединение двух ПАТП. В состав нового ПАТП должно войти 20 автобусов. Они должны выполнить 28 тысяч рейсов. Кстати сказать, А.Парфененко упомянул о необходимости до мая провести анализ договора ПАТП и СХК, с тем, чтобы изучить возможность заключения нового договора, на безубыточной основе.
На все это требуется 16 млн. руб. бюджетных средств. Если же, сказал он, мы сохраняем весь пассажирский транспорт и гасим кредиторскую задолженность, то потребуется уже 50 миллионов.
- Вот вы, - сказал Г.Хандорин, - говорите об отношениях с СХК на безубыточной основе. Откуда у вас уверенность, что СХК будет обращаться за помощью к ПАТП. Я, например, знаю, что на комбинате ведется работа, предусматривающая отказ от услуг ПАТП.
С.Блоха напомнил, что прошел год с тех пор, как депутаты обратились к теме ПАТП, а до сих пор так ничего и не сделано. «Какие гарантии, - сказал он, - что все ваши планы осуществятся?» А В.Осипцов после знакомства с планом высказал следующее мнение: «Ощущение такое, что люди приехали на целину и начали с нуля создавать автобусное сообщение. Сколько же можно изучать пассажиропотоки?». С.Балашков назвал предложенные мероприятия «вымученными».
А В.Долгих обратил внимание на расписание движения автобусов, которое публиковалось два раза и так и не выполняется. «Вы, - сказал он, - диспетчерскую службу пытаетесь создать, минимум, три года. У вас опять ничего не получается. Что же вам мешает решить вопрос?» К.Изместьев обратил внимание на то, что двадцатью автобусами, которые будут в распоряжении нового ПАТП никак не решить, например, проблему перевозки пассажиров в Томск.
- Можете вы, - подводя итог, сказал Н.Кузьменко, - сказать, что эти мероприятия выведут ПАТП из кризиса и решить проблему? Все написано в самом общем виде. Ответа на вопрос о том, как выйти из кризиса, нет. Надо вынести план с конкретными мероприятиями на очередное заседание думы. План должен быть готов через 15 дней. – На том и закончилось рассмотрение этого вопроса.
Но для А.Парфененко испытания продолжились, когда он отчитывался о плане мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в весенний период на внутриквартальных и прилегающих территориях. Соответствующий план мероприятий, сказал А.Парфененко, утвержден решением комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций ЗАТО 28 февраля. В нем 108 пунктов. Распоряжение главы администрации от 12 марта создана оперативная группа по исполнению этого плана.
По словам замглавы снег с крыш должен быть сброшен до 25 марта. Останется лишь около десятка крыш - с наледью, но они будут под контролем. План уборки снега с внутриквартальных территорий, сказал А.Парфененко, выполнен на 65%, на что В.Долгих не преминул поинтересоваться, а какова же методика столь точного подсчета. А.К.Изместьев заметил, что складывается впечатление, что мы все живем как раз на тех 35 процентах, территории, с которой снег еще не убран до сих пор. По мнению А.Цынгалова, компания по уборке снега – провальная. С.Блоха обратил внимание на то, что, несмотря на заявления об уборке снега, автобусы в снегу все равно застревают. И.Волков считает, что ситуацию в городе с вывозкой снега надо признать чрезвычайной. А Г.Хандорин обратил внимание на недопустимо поздний срок начала подготовки к весенним мероприятиям. У нас на СХК, сказал он, уже к началу нового года готов план мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. И соответствующая комиссия работает в полную силу.
Отчет администрации состоялся. Разговор был очень острым. Какие из этого последуют практические выводы, северчане вскоре увидят.