Бюджетное послание Мэра ЗАТО Северск
21 июня на 33-й внеочередной сессии Мэр впервые в истории ЗАТО обратился к депутатам, главе администрации и жителям Северска с бюджетным посланием.
Уважаемые депутаты Думы ЗАТО Северск! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемые представители предприятий, учреждений и организаций! Дорогие северчане!
Я впервые обращаюсь к вам с посланием (которое в дальнейшем станет ежегодным) об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа ЗАТО Северск на очередной финансовый период. Эта процедура предусмотрена п. 9 ст. 37 Устава ЗАТО Северск.
Учитывая, что в текущем году федеральный и региональный бюджеты разрабатываются на три года (2008-2010), то и в данном послании речь пойдет об этом же периоде.
Позади практически полтора года работы и жизни в условиях переходного периода, связанного с введением в действие с 1 января 2006 года в полном объеме Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и консолидированного с субъектом Федерации бюджета.
Бюджет 2006 года впервые был сформирован и исполнялся в соответствии с новым порядком разграничения полномочий между органами местного самоуправления и субъектом РФ, впервые исполняется в соответствии с изменением механизма зачисления доходов в местный бюджет и расходных обязательств.
С 1 января 2006 г. в отношении ЗАТО применяется общий порядок формирования доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности, который предусмотрен для городских округов, что привело к сокращению собственной налоговой базы бюджетов ЗАТО и некоторому снижению действующего уровня их бюджетной обеспеченности.
По данным Минфина РФ, общий объем доходов бюджетов ЗАТО на 2006 год составил 31,9 млрд руб., что ниже уровня 2005 года на 2,6 млрд руб. (на 7,5%).
К сожалению, и у нас не обошлось без потерь в уровне бюджетной обеспеченности населения (13,5% - по данным Счетной палаты РФ). Серьезную озабоченность вызывает значительный разрыв (в 4-8 раз) между доходами бюджета ЗАТО Северск и реальными потребностями в средствах на исполнение закрепленных за органами местного самоуправления полномочиями, в первую очередь на содержание бюджетной сети и муниципального имущества.
Это как раз те деньги, которых нам не хватает на капитальные ремонты жилого и нежилого фонда, благоустройство, бесплатное питание школьников, льготы по проезду пенсионеров в общественном транспорте и другие социально значимые нужды.
Бюджет ЗАТО Северск 2006 года исполнен с превышением доходов над расходами. Получен профицит, который составил 29 783,11 тыс. руб.
Доходная часть бюджета исполнена на 100,5% и составила 2 201 697,32 тыс. руб., в том числе по доходам с территории на 102,9%. Исполнение бюджета по расходам составило 98,2% к плану (2 171 914,21 тыс. руб.).
Текущая кредиторская задолженность в 2006 году снизилась по сравнению с началом года в три раза и на 1 января 2007 года составила 66,3 млн руб.
Бюджет ЗАТО Северск на 2007 год сформирован: по доходам в сумме 2 274 887,8 тыс. руб., расходам в сумме 2 337 861,3 тыс. руб., размер дефицита бюджета ЗАТО Северск определен в сумме 62 973,5 тыс. руб.
За пять месяцев текущего года исполнение бюджета составило:
- по доходам 1 172 476,9 тыс. руб.;
- по расходам 839 274,3 тыс. руб.
В условиях консолидированного бюджета имеется возможность получить дополнительное финансирование за счет участия в реализации региональных и федеральных целевых программах. Как правило, на условиях софинансирования.
Таким образом, дополнительно в бюджет ЗАТО Северск в 2006 году поступило почти 19 млн рублей, а в 2007 году предположительно поступит около 28 млн рублей.
Администрация Томской области предложила, и мы согласились оставлять в бюджете ЗАТО Северск не 30 процентов от налога на доходы физических лиц, а 48%, правда, за счет уменьшения отчислений по выравниванию бюджетной обеспеченности. Тем не менее появился стимул для содействия созданию рабочих мест, росту заработной платы.
При этом хочу обратить внимание депутатов на социальную направленность бюджетов, реализуемых на территории ЗАТО Северск. 34,2% расходной части бюджета 2007 года будет потрачено на образование, 30,6% составляют расходы на ЖКХ, 5,6% на культуру, 3,9% на транспорт и т.д.
389,7 млн руб. и 15,8 % составляет бюджет развития.
Примерно такие же соотношения должны сохраниться на 2008-й и последующие годы.
Отдельно хочу остановиться на среднем и малом бизнесе, о необходимости развития которого говориться на самом высоком уровне.
По состоянию на 01.04.2007 г. в городе зарегистрировано более 1000 средних и малых предприятий и 2700 индивидуальных предпринимателей. Это, конечно же, относительно не много, хотя при этом необходимо учитывать особенности статуса ЗАТО. Здесь существенно ограничены возможности расширения налогового потенциала и использования рыночных отношений для роста неналоговых доходов бюджета.
Органы местного самоуправления ЗАТО не могут в полной мере влиять на увеличение налоговой базы, поскольку возможности привлечения инвесторов и развития малого бизнеса на их территориях ограничены особым режимом их функционирования.
Существуют также обоснованные ограничения хозяйственной и инвестиционной деятельности на территории ЗАТО организаций с долей иностранного капитала.
И тем не менее в рамках дозволенного необходимо более активное влияние на процесс развития предпринимательства. Для этого надо в полной мере использовать возможности Агентства развития предпринимательства, завершить процесс создания бизнес-инкубатора, а затем и технопарка.
(Для справки: с начала деятельности профинансировано 6 проектов с объемом финансирования 81,2 млн руб., из них по программе «Атомные города» 47,3 млн руб., создано 285 рабочих мест. До конца 2007 г. планируется финансирование еще 3-х проектов в объеме 75 млн руб. Разработана стратегия развития АРП до 2010 года, предполагающая привлечение 330 млн руб.).
Требуется уже в этом году разработать инвестиционный паспорт территории (именно территории, а не города), а также программу поддержки предпринимательства на ближайшие 2-3 года.
Крупные инвестиции требуются в жилищно-коммунальное хозяйство. Об этом речь пойдет несколько ниже.
Говоря о среднем и малом бизнесе, нельзя не отметить слабую (мягко говоря) работу местной власти с предпринимателями. Нет системы в этом деле. Плохо работают объединения предпринимателей. Слабо привлекаем мы их к решению общегородских проблем. Определенную долю вины в этом беру на себя.
Необходимо помочь части населения преодолеть отрицательное отношение к бизнесу, к богатым. При этом бизнес должен быть социально ответственным, таких примеров достаточно много, и люди должны их знать.
Полтора года назад началась реализация приоритетных национальных проектов, и сейчас уже можно подводить некоторые итоги.
Реализацию приоритетного проекта «Образование» мы начинали с хорошим стартовым потенциалом. Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию поставил задачу до конца года завершить работу по компьютеризации школ и их подключению к сети Интернет. Если на других территориях в школах эта работа еще только проводится, то мы эту задачу уже выполнили, и в каждой школе имеем компьютерные классы и подключение к сети Интернет.
Пять наших школ в 2006 году выиграли по миллиону рублей, шестеро учителей получили премию по 100 тысяч рублей.
Уже в 2007 году три школы выиграли по миллиону рублей и двое учителей получили премию по 100 тысяч рублей, а методический кабинет управления образования занял I место во всероссийском конкурсе.
По итогам ЕГЭ у нас уровень подготовки школьников существенно выше, чем в среднем по области и в среднем по России.
Всё это позволяет утверждать, что в Северске созданы необходимые условия для обеспечения высокого уровня образования не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу.
Сегодня в городе широко обсуждается вопрос, связанный с оптимизацией образовательных учреждений, направленной на приведение их в соответствие с существующими нормативами проектной наполняемости школ и комплектования классов. Наши образовательные учреждения способны вместить около 12,5 тысяч учеников, но при этом в них обучается всего 10 тысяч. В ближайшие 6-8 лет ситуация коренным образом не изменится и поэтому некоторые школы необходимо (вынужденно) закрывать. При этом высвобождающиеся здания надо использовать в учебных целях. В частности, уже к началу нового учебного года нужно предоставить здание Северскому промышленному колледжу. Остро нуждается в дополнительных учебных площадях ПУ-32.
Совместно с Росатомом нам необходимо оказать максимально возможную помощь (в том числе и финансовую) Северской государственной технологической академии в формировании на ее базе университетского комплекса с целью подготовки более широкого круга специалистов для атомной энергетики и промышленности. Для этого уже в ближайшее время необходимо иметь соответствующую программу действий.
По дошкольным образовательным учреждениям необходимо строительство детского садика в п. Самусь (начало 2008 г.). Расширение детского сада в д. Орловка возможно за счет помещений школы. Требуется проектирование и строительство детских дошкольных учреждений в 10-м микрорайоне. Соответствующее финансирование на эти цели должно быть предусмотрено в бюджетах 2008-2010 годов.
Система учреждений дополнительного образования также требует некоторого реформирования. Предложения экспертной комиссии по этому вопросу имеются, и их необходимо реализовывать.
С вводом в эксплуатацию ледового дворца в городе появилась возможность развивать фигурное катание, танцы на льду и другие виды спорта. В этой связи следует поддержать предложение специалистов в этих видах спорта и если не с 1-го сентября этого года, то с 1-го января следующего года ввести в штаты одной из спортивных школ (возможно, это будет «Юность») несколько ставок тренеров по этим видам спорта. Лучше это сделать уже в этом году.
И еще. Мы это еще не озвучивали. Сейчас об этом можно сказать. Губернатор В.М. Кресс принял решение на базе нашей хоккейной команды «Янтарь» создать команду высшей лиги с финансированием на троих: СХК, Северск и область.
И еще по образованию. Необходимо через соответствующий департамент администрации Томской области добиться утверждения нормативов финансирования спортивных школ, в том числе и школ олимпийского резерва.
В целом в области образования перед нами стоит задача с первого сентября этого года увеличить заработную плату педагогов на 15 процентов (при этом дополнительное выделение средств бюджету ЗАТО не предполагается).
И последнее по этому разделу. Администрации ЗАТО Северск необходимо в обязательном порядке участвовать в софинансировании приобретения оборудования для школ. В прошлом году этого сделано не было, и наши школы не получили ни одного комплекта для оборудования учебных кабинетов.
Говоря о здравоохранении, отмечу, что, с одной стороны, наверное, можно считать благом то, что медицина в ЗАТО является федеральной. У нас имеется соответствующее соглашение с Федеральным медико-биологическим агентством. Специфика реализации на нашей территории ПНП «Здравоохранение» состоит в том, что медицинское обслуживание населения ЗАТО Северск осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством. Однако в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» мы существенно отстаем от среднего уровня Томской области в части технического оснащения. Наши ранее самые современные медицинские учреждения теперь крайне нуждаются в серьезном ремонте.
Существовавшие до сих пор некоторые законодательные ограничения для ведомственной медицины преодолены, и теперь есть уверенность в том, что в следующем году ситуация изменится. Руководство Федерального медико-биологического агентства обещает выделить деньги на проведение ремонтов и приобретение оборудования.
До конца текущего года необходимо завершить процесс передачи Самусьской линейной больницы в состав ЦМСЧ № 81 и решить судьбу недостроенного здания больницы в п. Самусь.
Хочу напомнить присутствующим, что в этом году 6 марта мы ввели в эксплуатацию перинатальный центр, где уже родилось более 310 ребятишек (всего в этом году у нас родилось 518 детей). Выполнен ремонт здания станции скорой помощи, существенно улучшено ее техническое оснащение. Несколько раньше на средства Сибирского химического комбината произведена реконструкция здание поликлиники № 2 и ее оснащение современным медицинским оборудованием. В хорошем материально-техническом состоянии находиться поликлиника № 1.
Следует также учесть эффективную работу НИИ гастроэнтерологии и Северского биофизического научного центра. Готовится к открытию филиал института ортопедии им. Илизарова (первая операция должна быть проведена в конце июня - первых числах июня). Руководством ЦМСЧ № 81 ведутся работы по целому ряду других направлений с целью дальнейшего улучшения качества медицинского обслуживания населения ЗАТО Северск.
Нельзя не отметить существенное уменьшение количества жалоб на работу наших медицинских учреждений. Видимо, уже начинают сказываться результаты работы руководства ЦМСЧ № 81 по повышению уровня дисциплины и ответственности медицинских работников.
И тем не менее все еще существуют очереди на прием к узким специалистам, особенно к стоматологам, не очень комфортные (мягко говоря) условия пребывания больных в стационарах. Все это предмет для работы руководства ЦМСЧ № 81.
Что еще требуется северскому здравоохранению помимо того, о чем уже было сказано? Следует закончить реконструкцию бывшей поликлиники № 2 под детскую поликлинику и привести в соответствие с современными требованиями детскую больницу, раз уж не получается в ближайшие годы построить для нее новое здание. Необходимо в этом году наконец-то открыть офис врача общей практики в микрорайоне Сосновка (помещение для которого подготовлено еще в феврале т.г.).
Следует также продолжить работу по присвоению ЦМСЧ № 81 статуса клинической больницы. Все основания для этого имеются.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства предстоит продолжить работу по целому ряду направлений. Первым из них является реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В основном это направление реализуется в городе удовлетворительно. Строительство 0,25-0,3 кв. м жилья на человека в 2066 году в Северске примерно соответствует средним общероссийским показателям.
В городе работает система ипотечного кредитования, программа обеспечения жильем молодых семей, строится жилье для малоимущих жителей города (социальное жилье) за счет городского бюджета. Очень медленно, но тем не менее все же начинает развиваться индивидуальное жилищное строительство.
Утверждена и реализуется программа жилищного строительства на ближайшую перспективу, начинается реализация программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья, строится коммерческое жилье.
В порядке реализации этих программ необходимо ускорить подготовку площадок под строительство жилья в первую очередь в 12-м микрорайоне и поселке Самусь. Пора наконец начать реализацию проекта реконструкции западной части города в соответствии с уже имеющимся проектом детальной планировки.
Следует разработать и утвердить программу реконструкции жилых домов массовых серий (так называемых «хрущевок») и уже в этом году реализовать проект реконструкции жилого дома по улице Транспортная, 26 с устройством мансардного этажа, вентилируемого фасада, заменой окон и системы отопления. Для этого придется внести изменения в титульный список и согласовать эти изменения с Минфином и Минэкономразвития.
В Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ поставлена задача Правительству РФ предусмотреть в 2008 году выделение 150 миллиардов рублей на проведение капитальных ремонтов и 100 миллиардов рублей на снос ветхого и аварийного жилья (у нас такого жилья 64 тысячи кв. м.). Следует сделать все необходимое для того, чтобы попасть в эти программы.
Государство, таким образом, согласилось с тем, что капитальный ремонт жилья за счет собственников невозможен, и поэтому выделило соответствующее финансирование.
Сегодня президентом РФ поставлена задача ежегодно строить не менее 1 (одного) кв. м. на человека. К сожалению, при нашем уровне зарплаты и нынешней стоимости кв. м. жилья для нас в ближайшее время эта задача вряд ли выполнима.
Если в этом году мы введем около 40 тыс. кв. м. (как запланировано), то это уже будет заметный шаг вперед (в 2006 году введено 28,5 тыс. кв. м. жилья) А вообще, если предположить, что численность населения в нашем городе существенно не увеличится, и исходить из необходимости наличия не менее 30 кв. м. на человека, то нам нужно построить 500-600 тыс. кв. м. За сколько лет - это другой вопрос. Определяющими факторами здесь являются и уровень заработной платы, и проценты по кредиту, и стоимость жилья.
Всего же в улучшении жилищных условий в нашем городе нуждается около 2200 семей.
Что касается оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, то на 01.06.07 г. долг населения составляет более 70 миллионов рублей (70 155 тыс. руб.). 1928 семей имеют задолженность более чем за 6 месяцев (сумма такой задолженности составляет 45 миллионов рублей). При этом население оплачивает только 78% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Перед управляющими компаниями стоит задача уйти от уплаты НДС по схемам, которые позволяет действующее законодательство, что позволит снизить себестоимость жилищных услуг.
(По коммунальному хозяйству.)
В целом предприятия коммунального хозяйства со своими задачами справляются, хотя и здесь проблем достаточно много. В первую очередь это изношенность сетей, устаревшие очистные сооружения, ограниченные мощности действующих водозаборов.
Для решения названных проблем требуется около 4 миллиардов рублей инвестиций. Поэтому задачей номер один является разработка инвестиционных программ, соответствующей проектно-сметной документации, их экспертиза и утверждение. После этого у нас появится (хотя бы теоретически) возможность попасть в федеральные целевые программы, для реализации которых из федерального бюджета выделяются достаточно большие деньги, которые (по информации Минэкономразвития) из года в год не осваиваются. Причина тому - отсутствие программ и проектно-сметной документации.
В нашем случае речь идет о строительстве очистных сооружений и третьего водозабора.
Нам необходимо окончательно решить вопрос взаимодействия с «Северской коммунальной компанией», учредителем которой является московская фирма «Жилкомсервис». Первый вариант сотрудничества оказался неприемлемым, но сейчас, кажется, найдены компромиссные решения, но они до сих пор никаким образом не зафиксированы.
В ближайшее время нужно обязательно утвердить тарифы на подключение новых потребителей к системам водоснабжения и водоотведения.
Сегодня с удовлетворением можно сказать о том, что вопрос газификации внегородских территорий сдвинулся с места. Начаты работы в п. Самусь. Недалеко то время, когда начнутся работы и в п. Иглаково. Эти процессы следует постоянно держать под контролем, тем более, что многим людям, особенно пенсионерам, потребуется помощь, и это нужно учесть в бюджете при формировании программы социальной поддержки населения на 2006 и последующие годы.
(Транспорт и дорожное хозяйство.)
Вот уже более полутора лет в городских средствах массовой информации, в Думе и администрации обсуждаются проблемы перевозок пассажиров как автомобильным так и водным транспортом, хотя для пассажиров автотранспорта никаких проблем нет. Автобусов больше, чем требуется. Маршруты по городу установлены и вдоль и поперек, и справа налево и наоборот, в том числе и по Томску. Четкую и ясную позицию по вопросу организации транспортного облуживания населения заняли Дума и администрация. Муниципальному транспорту быть в объеме социально значимых маршрутов. Убытки от этих перевозок должны покрываться из бюджета. Сколько это будет - 16 - 18 или более миллионов рублей, но они должны предусматриваться в бюджете на очередной финансовый год.
Наконец-то появилось практически единодушное мнение (имеется в виду Дума, администрация, руководители ПАТП) по поводу судьбы ПАТП, ПАТП-1 и ПАТП-2. Первое и второе ПАТП объединяются в казенное предприятие для выполнения социально-значимых маршрутов, основное же ПАТП должно выполнять договор с СХК по осуществлению технологических рейсов, рейсы №№ 400, 401 и другие коммерческие маршруты. Главой администрации утверждены правила перевозок пассажиров, единое расписание, создана единая диспетчерская служба. Тем не менее есть проблемы, которые нужно последовательно решать. Депутатам была представлена презентация технических средств контроля за местонахождением автобусов и учета количества перевозимых пассажиров. К сожалению, мы дальше презентации до сих пор не двинулись, хотя те автобусы, которые оборудованы счетчиками пассажиров, приносят выручку существенно больше, чем те, которые ими не оборудованы. Поэтому нужно поставить условие, обязательное для перевозчиков, о наличии средств технического контроля за движением автобусов и учетом пассажиров. Отсюда и прозрачная зарплата, и налоги, и все, что с этим связанно.
Учитывая, что долги всех трех ПАТП, главным образом по налогам, суммарно составляют более 30 миллионов рублей, надо найти варианты их реструктуризации с последующим погашением из средств городского бюджета. Это обстоятельство также необходимо учитывать при формировании городского бюджета.
Северск всегда отличался от Томска (пусть меня простят томичи) хорошим состоянием дорог и внутриквартальных проездов и уровнем благоустройства в целом. Сейчас же мы серьезно уступили свои позиции. Совсем недавно Б.А. Мальцев, будучи в городе, сказал мне: «Вы чего делаете? Ваши дороги в очень плохом состоянии. Делайте же что-нибудь».
Из того, что делается сейчас, можно назвать реконструкцию «Чекистского тракта» (участок дороги от развязки до КПП 32 млн руб.). Наша администрация сумела получить финансирование на соединение улицы Ленина и Ленинградской (56 млн руб. - федеральных средств, 18 млн руб. - областных и 18 млн - средств бюджета ЗАТО Северск) хоть и на условиях софинансирования, но это серьезный успех.
Необходимо, и это уже было сказано, в предстоящие три года построить дорогу Чернильщиково-Самусь. Эта дорога важна и нужна для многих жителей ЗАТО с учетом газификации как одно из главных условий развития внегородских территорий, в том числе и для пользы горожан (имеется в виду коттеджное строительство). Деньги на строительство этой дороги следует привлекать посредством участия в целевых программах, либо использовать на эти цели средства, выделяемые из федерального бюджета нашему бюджету на капитальные вложения.
Если же говорить о состоянии внутригородских улиц и дорог, то большинство из них покрыто многочисленными заплатками, не всегда удачными. Очень много и так называемых «ямок». Какие меры по ним приняты, вам известно из СМИ.
А вообще надо ставить задачу к 60-летию г. Северска максимально привести в порядок все наши улицы и проезды, фасады домов, скверы и парки и не стоит жалеть на эти цели денег. Все это окупится.
В этой связи представляется очень значимым решение нашего губернатора В.М. Кресса создать оргкомитет по празднованию 60-летия города Северска на областном уровне, и это крайне важно, его возглавит заместитель губернатора О.В. Козловская.
Вообще говоря, бюджетная стратегия ЗАТО Северск на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию нашей территории.
Что это значит? Прежде всего это реализация инвестиционных программ, о которых было уже сказано, сотрудничество с органами власти федерального уровня и Томской области, направленное на восстановление программно-целевого подхода к развитию территорий ЗАТО. К сожалению, первый блин (Постановление Правительства РФ от 2000 г.) оказался комом, поскольку инвестиционные программы реально оказались профинансированы менее чем на 15-20% от утвержденных объемов. Здесь кроются корни трудностей возврата выданных бюджетных кредитов, в частности, по ОАО «Северскстекло»
Уважаемые коллеги!
Мы переходим на долгосрочное, точнее, трехлетнее бюджетное планирование. Хорошо это или плохо, поживем - увидим. С моей точки зрения, это хорошо. Буду рад, если окажусь прав, в отношении того, что вернемся мы и к пятилетнему планированию буквально скоро.
Наши финансисты (я имею в виду А.П. Абрамова, заместителя главы администрации - начальника финансового управления) планируют в ближайшей перспективе применять механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов. О чем говорит такая формулировка обычному жителю ЗАТО Северск? Да ни о чем. А вот когда мы скажем ему (жителю ЗАТО), что за счет средств городского бюджета он получит такие-то и такие-то услуги, это будет совершенно другое дело.
Из этого следует, что нам необходимо уже в течение этого года, а лучше до утверждения бюджета 2008 и последующих лет разработать и утвердить перечень бюджетных услуг, оказываемых населению ЗАТО Северск за счет муниципального бюджета в 2008 году, и впредь утверждать его ежегодно, используя при этом принцип равнодоступности бюджетных услуг. Сделать это нас обязывает распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 г № 476-р и соответствующее распоряжение губернатора Томской области. Кстати, консолидированный перечень бюджетных услуг, оказываемых в 2007 году за счет областного бюджета, опубликован в «Томских новостях» за 7 июня 2007 года.
Сегодня очень многих северчан, особенно молодых, волнует будущее Северска. Конечно же, когда-то город откроют, конечно же, статус ЗАТО будет снят, но ведь это не главное. Скорее всего, это произойдет не скоро, но это обстоятельство следует иметь в виду.
Начат процесс акционирования атомной отрасли, в том числе Сибирского химического комбината: Минсредмаш, Минатом, Росатом. Есть некоторые неопределенности, которые явно в ближайшее время будут развеяны. Во всяком случае, по утверждению руководства СХК, никаких революций не предвидится. И надо отдать должное руководству СХК, имею в виду в первую очередь депутата Государственной думы Томской области В.М. Короткевича, пока процесс реформирования отрасли не вызывает серьезных опасений. Идет реконструкция ТЭЦ, РЗ готовится к остановке и т.д. Все это грустно и печально, особенно для тех, кто (как теперь говорят) ковал ядерный щит Родины. Но, слава Богу, что этот процесс идет во благо людей.
В Программе развития атомной энергетики (ее еще называют дорожная карта) есть место Северской АЭС. Есть много вопросов по этому поводу, но очень хочется надеяться, что Северская АЭС будет. Хотя… хотя… все это далеко не просто. Имею в виду «зеленых», при этом считаю, что голос северчан мог бы звучать громче в несколько раз в поддержку ее строительства. Кроме выгод, связанных с огромным количеством производимой АЭС электроэнергии, мы (жители области) будем иметь очень большие налоговые поступления в наши бюджеты. А сколько рабочих мест может быть создано? И на стадии строительства и на стадии эксплуатации. А какие перспективы открываются для молодых людей Томска и Северска?
Ну и последнее, о чем хотелось бы в заключение сказать. В моем выступлении приведен далеко не полный перечень проблем и задач, которые уже решаются и будут решаться органами местного самоуправления не только этого, но и многих последующих созывов. Опыт показывает, что мы умеем решать стоящие перед нами проблемы, если к ним относиться ответственно и профессионально. При этом надлежит помнить, что мы работаем для людей, а значит, сможем улучшать жизнь наших северчан.
Спасибо за внимание.