Николай Кузьменко положил начало новой традиции
Внеочередное заседание 33-й сессии думы ЗАТО Северск началось с вопроса, который отныне будет традиционным – с ежегодного Бюджетного послания об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа ЗАТО Северск на очередной финансовый период, с которым мэр Николай Кузьменко обратился к думе. Поскольку ныне бюджеты разрабатываются на три года (2008-2010), то и в послании речь шла об этом же периоде.
Н.Кузьменко подвел итоги полутора лет работы в условиях переходного периода, когда бюджет ЗАТО практически полностью стал частью консолидированного бюджета области. Переходный период есть переходный период. И он оказался связанным с некоторыми потерями. Так бюджетная обеспеченность северчан в новых условиях оказалась на 13,5%. «Серьезную озабоченность, - сказал Н.Кузьменко, - вызывает значительный разрыв (в 4-8 раз) между доходами бюджета ЗАТО Северск и реальными потребностями в средствах на исполнение закрепленных за органами местного самоуправления полномочиями, в первую очередь на содержание бюджетной сети и муниципального имущества».
Но в условиях имеется возможность получения дополнительного финансирования за счет участия в реализации региональных и федеральных целевых программах. Как правило, на условиях софинансирования.
На таких условиях в бюджет ЗАТО в 2006 году поступило почти 19 млн. рублей, а в 2007 году ожидается поступление 28 миллионов.
По предложению областной администрации, с которым руководство Северска согласилось, в бюджете ЗАТО будут оставаться не 30 процентов от налога на доходы физических лиц, как предусмотрено нормативами, а 48%, правда, за счет уменьшения отчислений по выравниванию бюджетной обеспеченности. Такой размен Н.Кузьменко справедливо счел «стимулом для содействия созданию рабочих мест, росту заработной платы».
Мэр обратил внимание собравшихся на то, что северский бюджет имеет социальную направленность, которая будет сохранена и впредь: 34,2% расходной части бюджета 2007 составляют расходы на образование, 30,6% - на ЖКХ, 5,6% - на культуру, 3,9% - на транспорт и т.д.
Свою роль в пополнении доходов городского бюджета должен сыграть малый и средний бизнес. По состоянию на 01.04.2007 г. в ЗАТО зарегистрировано более 1000 средних и малых предприятий и 2700 индивидуальных предпринимателей. Это, признал Н.Кузьменко, «относительно не много» - свою роль играют особенности статуса ЗАТО. А это значит, что «здесь существенно ограничены возможности расширения налогового потенциала и использования рыночных отношений для роста неналоговых доходов бюджета. Органы местного самоуправления ЗАТО не могут в полной мере влиять на увеличение налоговой базы, поскольку возможности привлечения инвесторов и развития малого бизнеса на их территориях ограничены особым режимом их функционирования».
Тем не менее, необходимо использовать имеющиеся возможности для развития предпринимательства, в частности, возможности Агентства развития предпринимательства, необходимо завершить процесс создания бизнес-инкубатора, а затем и технопарка. (С начала деятельности агентства профинансировано 6 проектов с объемом финансирования 81,2 млн. руб., из них по программе «Атомные города» 47,3 млн. руб., создано 285 рабочих мест. До конца 2007 г. планируется финансирование еще 3-х проектов в объеме 75 млн. руб. Разработана стратегия развития АРП до 2010 года, предполагающая привлечение 330 млн. руб.).
Н.Кузьменко рассказал о том, как на территории ЗАТО реализуются национальные приоритетные проекты. Проект «Образование» реализуется довольно успешно, свидетельством чему являются итоги ЕГЭ, согласно которым уровень подготовки северских школьников существенно выше, чем в среднем по области и в среднем по России.
В связи с этим проектом мэр коснулся болезненно темы оптимизации образовательных учреждений (эта тема позднее найдет отклик в выступлении депутата Г.Хандорина). «Наши образовательные учреждения, - сказал Н.Кузьменко, - способны вместить около 12,5 тысяч учеников, но при этом в них обучается всего 10 тысяч. В ближайшие 6-8 лет ситуация коренным образом не изменится и поэтому некоторые школы необходимо (вынужденно) закрывать».
А вот что касается реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение», то здесь Северск, по словам мэра, «существенно отстает от среднего уровня Томской области в части технического оснащения. Наши ранее самые современные медицинские учреждения теперь крайне нуждаются в серьезном ремонте». Мешают некоторые законодательные ограничения для ведомственной медицины. (Медицинское обслуживание населения ЗАТО Северск осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством). Но сейчас эти ограничения преодолены, и ситуация в ближайшее время должна исправиться. Руководство Федерального медико-биологического агентства обещает выделить деньги на проведение ремонтов и приобретение оборудования.
Специфика реализации на нашей территории ПНП «Здравоохранение» состоит в том, что медицинское обслуживание населения ЗАТО Северск осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством.
Если же говорить о национальном приоритетном проекте «Доступное жилье», то здесь ситуация примерно соответствует средним общероссийским показателям. В 2006 г. на новом строительстве на одного жителя ЗАТО пришлось 0,25-0,3 кв. м жилья. Но президентом поставлена задача вводить по одному кв. м жилья в год на человека. «К сожалению, - сказал мэр, - при нашем уровне зарплаты и нынешней стоимости кв. м. жилья для нас в ближайшее время эта задача вряд ли выполнима. Если в этом году мы введем около 40 тыс. кв. м. (как запланировано), то это уже будет заметный шаг вперед (в 2006 году введено 28,5 тыс. кв. м. жилья). А вообще, если предположить, что численность населения в нашем городе существенно не увеличится, и исходить из необходимости наличия не менее 30 кв. м. на человека, то нам нужно построить 500-600 тыс. кв. м. За сколько лет - это другой вопрос. Определяющими факторами здесь являются и уровень заработной платы, и проценты по кредиту, и стоимость жилья. Всего же в улучшении жилищных условий в нашем городе нуждается около 2200 семей».
Н.Кузьменко подробно охарактеризовал ситуацию с ЖКХ, с пассажирскими перевозками. В целом же, если подвести общие итоги, то многое о положении в Северске говорит такой факт. «Губернатор В.Кресс, - сказал мэр, - принял решение на базе нашей хоккейной команды «Янтарь» создать команду высшей лиги с финансированием на троих: СХК, Северск и область». При плохом положении о таких вещах не мечтают…
После послания депутаты перешли к рассмотрению других вопросов повестки дня. Вторым вопросом повестки дня стала корректировка бюджета текущего года. Основанием для корректировки, по словам докладчика - начальника финансового управления Анатолия Абрамова, стало: увеличение доходов территории (без предпринимательской деятельности) в сумме 23,5 млн. руб., уменьшение доходов от предпринимательской деятельности – на 12,2 млн. руб., уменьшение субвенций со стороны областного бюджета – на 1,8 млн. руб., а также уменьшение расходов по отдельным, ранее запланированным направлениям, на сумму 29,1 млн. руб.
А.Абрамов представил фундаментальное обоснование – с подробной пояснительной запиской и с таблицами. Несколько депутатов выступили с уточняющими вопросами. Так, Алексей Цынгалов поинтересовался средствами на ремонт внутриквартальных территорий; Константина Изместьева заинтересовало, откуда вдруг в сфере образования появилась экономия средств; Геннадий Хандорин поинтересовался, почему вдруг потребовалась корректировка в сторону уменьшения доходов от предпринимательской деятельности.
И, хотя выступившая от лица бюджетно-финансового комитета Екатерина Метелькова предложила поддержать предложения администрации, сделано это было только после нескольких критических выступлений. Так, К.Изместьев обратил внимание на то, что впервые предлагаются такие большие изменения (число изменений, а не сумма, о которой Н.Кузьменко на пресс-конференции сказала, что она не заслуживала острой критики). При этом мнение всего депутатского корпуса отражено лишь в позиции бюджетно-финансового комитета, хотя предлагаемые изменения затрагивают столь широкий круг заинтерсованных учреждений, что должны были бы быть рассмотрены во всех комитетах.
Мнение К.Изместьева поддержал и депутат Г. Хандорин. О чем говорит такая корректировка? О качестве бюджетного планирования? Или же о безобразном качестве плановой дисциплины? Каждая корректировка, если она не вызвана внешними причинами, по мнению депутата, является событием чрезвычайным.
Он также напомнил, что как известный римский сенатор, который в каждом своем выступлении говорил о том, что Карфаген должен быть разрушен, так и он постоянно будет говорить о системе образования. Депутат выступает против «оптимизации» в системе образования. К чему, говорит Г.Хандорин, «оптимизировать» эту систему, если она работает хорошо и приносит всем видные положительные результаты? Вот, например, сказал он, если энергетика загружена на 80%, считается, что она работает хорошо, а почему же школы, если они загружены на 83%, должны «оптимизироваться», то есть сокращаться? Надо исходить из интересов учащихся, сказал депутат.
Итог дискуссии подвел Н.Кузьменко. Он согласился с предложением предварительно рассматривать проекты таких всеобъемлющих корректировок в комитетах. В то же время отметил излишнюю пристрастность депутатов – ведь, если сравнить с существующей практикой корректировок бюджетов, то в Северске ситуация достаточно благополучная – ведь эта корректировка в текущем году всего 2-я.
Еще один вопрос, который вызвал интерес депутатов – это исполнение бюджета первого квартала текущего года. Доходная его часть была исполнена на 85,3% и составила 543 млн. руб. При этом доля доходов с территории в общей структуре доходов бюджета ЗАТО составила 28% (налоговых – 20%, неналоговых – 5%, доходов от предпринимательства – 3%), доля безвозмездных поступлений составила 72%.
А.Абрамов обратил внимание депутатов на то, что при исполнении бюджета в этом году проявилась устойчивая тенденция к увеличению остатков на счетах получателей бюджетных средств на 1-е число каждого месяца, что влечет за собой невыполнение расходных обязательств бюджетополучателей. Н.Кузьменко позднее на пресс-конференции пояснил, в чем тут дело. Федерация выделяет средства, скажем на капитальное строительство. И эти деньги приходят на счета бюджетополучателей. Но при этом титульный список объектов строительства, без которого распоряжаться деньгами нельзя, та же федерация задерживает. И получается, что деньги есть, а распорядиться ими нельзя. Обращения в правительство, сказал Н.Кузьменко, оказываются безрезультатными.
Депутаты рассмотрели еще несколько вопросов, связанных с измененеим срока возврата бюджетных кредитов и на этом свою работу закончили.