09октября 2007

Северской Думе - два года

По мнению депутатов, латание бюджетных дыр закончилось, началось развитие.

Не за горами двухлетняя годовщина работы Думы ЗАТО Северск первого созыва. Хотя дата и не круглая, но подвести предварительные итоги всегда полезно и интересно. Своими впечатлениями о прошедшей двухлетке с журналистом поделились Председатель Думы Н.И. Кузьменко, который организует и направляет весь процесс депутатской работы и председатели профильных комитетов, ведь именно там и проходит основная нормотворческая проработка всех документов. По замыслу автора этих строк встреча с Николаем Ивановичем прошла лишь после того, как оценку работы комитетов дали их председатели, для того, чтобы спикер Думы прокомментировал и своих коллег в том числе.

Мурашкин Михаил ЕвстропьевичМихаил Мурашкин, хотя и является депутатом первого созыва, но уже занимает ответственный пост - не только председателя важнейшего – бюджетно-финансового комитета, но является и заместителем Председателя Думы.

«Работа наша ответственная и сложная, - говорит депутат, не сетуя, а констатируя факт, – ведь для нас главное - принять бюджет такой, чтобы его основные параметры были не ниже параметров предыдущего года и хватило бы денег на развитие территории. Сегодня же дефицит средств, которых нам не достаточно, чтобы обеспечить полностью потребности города и горожан, составляет порядка 800 млн. руб. Их где-то надо изыскивать. И мы ищем, выбирая приоритетные направления финансирования, учитываем эти проблемы при корректировке бюджета. Огромное значение при решении всех вопросов имеет профессионализм и опыт Председателя Думы Н. И. Кузьменко. Он знает все городские проблемы и грамотно подводит нас, депутатов, к оптимальному решению. В отличие от исполнительной ветви власти, Дума – это коллегиальный орган, где решения принимаются большинством голосов.

Заседания бюджетно-финансового комитета проходят практически еженедельно. За весь период работы состоялось таковых 76. Комитет один из самых крупных – в нем 9 человек. И по составу достаточно активный и исполнительный. Екатерина Метелькова, например, была депутатом СНП трех созывов (в нынешнем комитете она – заместитель председателя), Ирина Сенникова – двух созывов. Все члены комитета поручения исполняют на профессиональном уровне.

Естественно, что абсолютное большинство вопросов, рассматриваемых нами, так или иначе, касаются финансовых дел, бюджета. Комитет активно участвует в согласительной комиссии, которая дорабатывает бюджет после принятия его в первом чтении, учитывая предложения северчан, прозвучавшие на публичных слушаниях. Представительство комитета в данной комиссии весьма весомое. По итогам работы согласительной комиссии по бюджету 2007 г. был составлен протокол, в который были включены вопросы, требующие финансирования, но не вошедшие в бюджет на тот период. Однако к концу года абсолютное большинство этих вопросов были решены. Не в последнюю очередь благодаря бюджетно-финансовому комитету.».

Далее М. Мурашкин отметил, что сегодня заметна динамика в оптимизации бюджетного процесса. Первый бюджет, вспоминает он, депутаты принимали в феврале, поэтому на протяжении года бюджетные отношения выстраивались довольно сложно. Но уже следующий бюджет был принят в декабре, и бюджетные обязательства выполнялись своевременно. Бюджет 2008 г., как считает председатель бюджетного комитета, будет принят в октябре месяце.

Большую помощь в работе комитета оказывает Счетная палата. Анализ проектов бюджета, подготовленный комитетом с учетом материалов Счетной палаты, проводится грамотно и профессионально, что, в конечном счете, повышает авторитет всего депутатского корпуса.

Как позитивный момент, М.Мурашкин отмечает внедрение Администрацией программно-целевого метода. Уже в 2008 году через программы пройдет 298 млн. рублей. Это существенно больше, чем в нынешнем году. А, во-вторых, и это главное, М.Мурашкин хочет, чтобы доходная часть городского бюджета росла неуклонно, год от года. Ведь ЗАТО – это особые города, где живут особые люди, где есть и особые проблемы. «Мы, - говорит М.Мурашкин, - ограничены в своих возможностях. Значит, должна быть какая-то компенсация. Однако не всегда находится такое понимание наверху». Хотелось бы, чтобы северчане, отдыхая, тратили деньги не в Томске, а в родном городе.


Свиридов Сергей Владимирович Второй, с кем удалось побеседовать, был председатель контрольно-правового комитета Сергей Свиридов.

Для него это первый опыт работы не только в качестве председателя комитета, но и вообще в качестве депутата. Депутатскую деятельность он совмещает с работой директора предприятия.

Доволен ли Сергей Свиридов работой комитета и Думы в целом? Комитет, хотя и небольшой, но, как считает председатель, справляется с работой на твердую четвёрку. За этот период комитет подготовил более 80 заключений на проекты сессионных решений. Контрольно-правовой комитет курирует исполнение наказов избирателей. Из 113 предложений северчан сегодня выполнено около 55%. Это неплохой показатель. Однако, говорит депутат, «по большому счету – это мое личное мнение – мы пока не сделали ничего, что бы могло улучшить жизнь граждан. Мы можем говорить о том, что выделены деньги на то, на другое, что помогли пенсионерам, дав им деньги на проведение праздников, но – это мелочи».

Вопросы, же крупные по-настоящему, от которых зависит, как будут жить северчане, по мнению С. Свиридова, не решаются. В качестве таких примеров он привел некоторые выступления на только что состоявшихся общественных слушаниях по проекту бюджета 2008 года. Это, с его точки зрения, несправедливая система отчисления налогов с территории муниципального образования в бюджеты - областной и федеральный, которая никак не стимулирует работу по наполнению местного бюджета. Ведь чем лучше работаешь, тем больше отнимут. И все – по закону.

Сетует депутат и на то, что не решаются вопросы, которые затрагивают многих людей. Вот, например, все жалуются, что практически нет бесплатной медицины. Несмотря на декларации о поддержке предпринимательства, нужной помощи так и нет. Депутатам не удалось решить вопрос, который, казалось бы, им и решать - о дополнительной доплате к пенсии в размере 300 руб. И это недовольство депутат ощущает особенно остро на фоне того, как за государственный счет чиновники пользуются связью, Интернетом, мобильной связью, причем, на его взгляд, не всегда в интересах работы.

С досадой депутат напоминает о том, что все везде говорят о коррупции. Во многих случаях дело страдает именно из-за этой болячки. Однако до сих пор никто не изобличен, как коррупционер, никто не наказан. А это значит, что трудно будет ожидать резкого повышения эффективности управления. Было бы неплохо, рассуждает депутат, при органе представительной власти создать нечто вроде комиссии, которая, как в обладминистрации, рассматривала бы проблемы, так или иначе ассоциируемые с коррупцией.

Сергей Свиридов ни в коей мере не пытается вину за нерешенность вопросов свалить на других. «Если говорить в общем, – продолжает он, - сделано очень мало, и мной в том числе». Предприниматель, юрист по профессии, С. Свиридов считает, что если полновесный депутатский опыт принять за десятилетнее образование, то он прошел всего-навсего первый класс. И только-только, по его собственным словам, начинает «набираться ума, понимать, что и как делать».


Клоков Сергей Сергеевич Председатель комитета по управлению и распоряжению муниципальной собственностью Сергей Клоков – депутат опытный, работает второй созыв. В Собрании народных представителей в аналогичном комитете он был заместителем председателя. Именно этот комитет рассматривает вопросы приватизации. Со времени СНП прошло вроде бы немного времени, замечает депутат, но изменилось само время, как изменилось и законодательство, установившее рамки, в которых работают органы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», по мнению С.Клокова, ограничивает возможности муниципалитетов, от чего страдает доходная часть бюджета. Вот, например, сейчас, одной из доходных статей главного финансового документа является сдача муниципального имущества в аренду. Но закон требует, чтобы непрофильное имущество было либо приватизировано, либо перепрофилировано. Дескать, власть только должна создавать условия для такого рода деятельности, а не заниматься ею самостоятельно. По замыслу это вроде бы и правильно. Но в реалиях сегодняшнего дня это вызывает проблемы. Во-первых, сокращаются доходы; во-вторых, сокращаются рабочие места (не факт, что предприятие сохранит свой профиль и, соответственно, прежние рабочие места); в-третьих, возникают и проблемы с планированием доходов (в случае с муниципальными предприятиями это делать можно, с частными – проблематично).

Далее С.Клоков отмечает, что у органов местного самоуправления нет стимулов к развитию доходной базы. Как, например, в случае с игорным бизнесом доходит до нелепого, если не сказать трагического. На территории есть объекты игорного бизнеса, а местная власть контролировать его не имеет права. Это может делать только налоговая инспекция. «Но зачем тогда, - рассуждает депутат, - нам в нашем хозяйстве такой бизнес, который мы не контролируем?»

И, тем не менее, не все так драматично. В деятельности комитета, возглавляемого С.Клоковым, есть и моменты, которые с полным основанием этот комитет может занести себе в актив. Это, например, ставка арендной платы за землю – вопрос, который депутаты рассмотрели недавно.

Предприниматели оказались в ситуации, когда они должны были платить за аренду значительно больше, чем, если бы платили земельный налог. Но условия ЗАТО не позволяют проводить операции по купле-продаже земли. В данном случае арендатор считает несправедливой переплату за аренду. Депутаты, с подачи профильного комитета, нашли оптимальное решение вопроса.

«Результаты, которые мы сегодня имеем по линии нашего комитета, на мой взгляд, достаточно весомые, - сказал С.Клоков, - но мы понимаем, что сделать предстоит еще больше и самое главное – вернуть управление на местные территории».


Николаев Андрей Георгиевич В списке председателей комитетов, с которыми у меня состоялась беседа, Андрей Николаев оказался последним. В этом проявилась и некая логика – ведь комитет по социальной политике, который он возглавляет, в составе северского представительного органа образован впервые. В составе СНП такого комитета не было, рассказывает Андрей Георгиевич, социальные вопросы были распределены между тремя другими комитетами, в зависимости от состава депутатов и их интересов.

А.Николаев депутатскую работу исполняет впервые. Он, кстати сказать, и на выборы шел с обещанием создать в Думе новый комитет – по социальной политике. Обещание перед избирателями исполнено – комитет создан, и сам А.Николаев его и возглавил, совмещая работу председателя с работой заместителя генерального директора СХК по кадрам и социальной политике. Именно его пятилетний опыт на этой ниве и стал движущим мотивом для его прохождения в депутатский корпус.

В комитете по социальной политике так же, как и в бюджетном, 9 человек. Что интересно, на первом заседании Думы, когда решались организационные вопросы, в том числе кому и в каком комитете работать, в листке, пущенном среди депутатов, под заголовком комитет по социальной политике стояла всего одна фамилия – Николаев. Когда листок вернулся к Председателю Думы, Николай Иванович сказал: «Так, пускаем листок еще раз». И все оказалось в полном порядке. Состав комитета получился таков, что практически охвачены все стороны жизни Северска: самый молодой депутат Д.Блюдов отвечает за молодежную политику, самый старший – Г.Хандорин – представляет старшее поколение, Е.Метелькова – образование, С.Иващенко – профсоюз, В.Воробьев – внегородские территории, О.Бояринов вместе с Г.Хандориным входят еще и в комиссию по науке и инновациям. А депутат А.Рунда, сказал А.Николаев, - это «человек, беспокойный во всем», что особенно ценно в вопросах социальной политики.

Удовлетворен ли А.Николаев своей деятельностью и деятельностью возглавляемого им комитета?

Можно сказать, что да, удовлетворен. Удалось создать Молодежный парламент, в котором пройдут школу будущие лидеры. А.Николаевым было предложено положение о негосударственной пенсии работников бюджетной сферы. Этот документ был разработан на основе комбинатского документа, и депутаты его приняли. Но… почему-то в Северске для его реализации препятствием стали противоречия между Налоговым кодексом, по которому работают предприятия, и Бюджетным, по которому работает город. Однако, недоумевает А.Николаев, в 22 регионах РФ аналогичное положение работает без проблем. Так что деятельность в этом направлении будет продолжена. Довести дело до конца А.Николаев считает вопросом своей чести. А пока принято решение о доплате пенсионерам, у кого пенсия ниже полутора тысяч.

Депутата радует, что социальным вопросам уделяется все больше и больше внимания. Если в бюджете 2007 г. социальный блок (речь идет о всевозможных выплатах и доплатах) занимал около 8 млн. руб., а на конец года, с учетом корректировок, эта цифра доросла до 11 миллионов, то на будущий год запланировано 14 миллионов, и если, надеется А.Николаев, удастся пробить выплату пенсионерам в 400 р., то общая сумма окажется на уровне 20 млн. руб. Существенно увеличиваются расходы на образование. Если в предыдущие годы на капремонт школ выделялись сущие копейки, то в следующем году на эту статью предусмотрено 50 миллионов, а это уже позволит отдельным образовательным учреждениям производить по-настоящему капитальный, полный, ремонт.

Сам депутат сетует на то, что тяжеловато совмещать работу в Думе с работой на комбинате. И в следующем составе Думы, если судьба выберет его вновь стать депутатом, А.Николаев хотел бы быть простым, рядовым депутатом.

 

Давая оценку нынешнему депутатскому корпусу, А.Николаев подчеркивает, что результаты работы Думы привели к тому, что латание бюджетных дыр закончилось и началось развитие. А, с точки зрения социальной направленности, этот состав депутатского корпуса, по сравнению с предыдущими, более социально ориентирован.


Кузьменко Николай Иванович Встреча со спикером Думы Н.И. Кузьменко состоялась после проведённых мной бесед с Председателями депутатских комитетов. И на вопрос об итогах работы комитетов и Думы он сказал следующее:

Давать оценку работы депутатов - дело неблагодарное, тем более что Председателя Думы всегда можно обвинить в субъективности. Я полагаю, что главную оценку должны дать наши избиратели. Судя по откликам и по письмам, которые поступают в средства массовой информации с благодарностями в адрес депутатов, работа на округах ведётся и с населением установлена тесная взаимосвязь. Вопросов к народным избранникам поступает много, хотя, к сожалению, и финансовые возможности ограничены, и полномочия сегодня четко распределены по уровням власти. Наши же избиратели не учитывают эти моменты и по всем вопросам идут к депутатам. Особенно остро проявилась ситуация с лекарственным обеспечением федеральных льготников. Нет у местных органов самоуправления полномочий решать такие вопросы, но люди шли на прием, звонили. И мы по возможности пытались урегулировать эти проблемы, в том числе и с помощью отправки телеграммы Министру здравоохранения.

Этому составу Думы приходится работать в новых условиях, когда в полном объеме вступил в действие 131 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», в условиях нового Бюджетного кодекса, когда мы не как ЗАТО, а как обычное муниципальное образование вошли в консолидированный бюджет. Пришлось очень серьезно поработать по приведению нормативных правовых актов в соответствие с новой законодательной базой. Здесь надо отдать должное контрольно-правовому комитету Думы. Вместе с юристами Аппарата Думы, Администрации были подготовлены и приняты на сессии многие муниципальные акты, которые сейчас составляют основу нормотворческой работы депутатов. Параллельно велась работа и по принятию бюджета 2006 г., который был утвержден на сессии только после Нового года, поскольку первый вариант документа поступил в Думу лишь 30 декабря. Первое время финансировались по одной двенадцатой, что приводило к некоторым сбоям в работе. Затем постепенно всё урегулировалось и 2006 год мы закончили более менее нормально. В 2007 г. правила игры уже были понятны: и на уровне региона, и на уровне федерации. Бюджетно-финансовый комитет Думы работал более грамотно, более целенаправленно. По итогам работы над бюджетом 2007 г. согласительная комиссия определила целый ряд рекомендаций, которые в течение финансового года, практически, все были выполнены, благодаря и проведенным одиннадцати корректировкам бюджета. Нам удалось организовать работу по тарифам. В составе бюджетно-финансового комитета создана депутатская комиссия по этим вопросам. Одна из проблем при принятии бюджета – это рассмотрение целевых программ и тарифов в последний момент, когда мы вынуждены сырой документ, как это было на последней сессии, когда рассматривали Программу социально-экономического развития, тупо принимать.

Я хотел бы прокомментировать высказывания Председателя контрольно-правого комитета. На мой взгляд, оценка работы комитета занижена, хотя это говорит и о скромности Председателя. Мне кажется, что члены комитета считают несколько по-другому, ведь они работали с полной отдачей. Считаю, что комитетом сделано очень много. Выше я уже говорил о нормотворческой работе, а сколько комитетом было перелопачено документов в связи с протестами прокурора, которых, кстати сказать, становится на порядок меньше.

Комитет по управлению и распоряжению муниципальной собственностью охарактеризовал свою работу более объективно. В этом комитете достаточно остро проходило обсуждение профильных вопросов, особенно касающихся приватизации. Мне импонирует то, что и сам Председатель, и члены комитета понимают, что федеральное законодательство ущемляет имущественные права муниципалитетов. И сегодня мы знаем, что вносятся правки в федеральные законы, позволяющие нам самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом. Полагаю, что комитет принял правильное решение по вопросам аренды земли на территории нашего ЗАТО. Это большой плюс. Многие предприниматели должны оценить предложения комитета и решение Думы по этому вопросу. На последней сессии был снят с рассмотрения вопрос о Прогнозном плане приватизации муниципального имущества с учетом новых веяний, с учетом предполагаемых в ближайшее время изменений в законодательстве в сторону поддержки малого и среднего бизнеса.

Про бюджетно-финансовый комитет я уже сказал. Там действительно работает хорошая команда. Осуществляется тесное взаимодействие с Финансовым управлением Администрации и в процессе исполнения бюджета, и в процессе его формирования. Создана совместная комиссия по налогам и сборам, рассматривающая вопросы по обеспечению бюджетных поступлений. Разработаны такие нормативные правовые документы, которые позволяют применять различные формы работы с неплательщиками.

Второй по численности комитет Думы – по социальной политике. По количеству проблем, которые он решает – это, наверное, самый значимый комитет. Андрей Георгиевич также дал объективную оценку работы своих коллег. Очень жаль, что мы не довели до конца вопрос по негосударственному пенсионному обеспечению. Я уверен, мы к этому ещё вернёмся.

В целом должен сказать, что любые вопросы, которые рассматриваются Думой, проходят тщательную проработку в комитетах, самими депутатами, решаются профессионально. Уровень подготовки документов очень высокий. Я считаю, что из этого состава Думы в ближайшее время вырастут и руководители подразделений комбината, и руководители других предприятий и организаций города. Опыт практической работы, опыт общественной работы, уровень образования – это как раз то, что требуется для руководителей серьёзного масштаба. Не исключаю, что многие и в следующем созыве будут депутатами. Это - школа, серьезнейшая школа жизни!