23 сентября 2009

За круглым столом

     Двадцать второго сентября возглавляемый депутатом Ириной Сенниковой постоянный комитет Думы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью провел круглый стол для журналистов городских и областных средств массовой информации. В центре внимания были вопросы, связанные с учетом муниципальной собственности, ее эффективным использованием, приватизацией, а также работа депутатского корпуса по всем этим важным для ЗАТО Северск направлениям. В обсуждении активное участие приняли депутаты Станислав Блоха, Константин Изместьев, Алексей Цынгалов.

     Открывая заседание круглого стола, председатель комитета Ирина Сенникова достаточно подробно осветила текущее положение дел с муниципальной собственностью. Для начала она определила собственно сам предмет предстоящего разговора. Журналисты получили информацию, что собственником муниципального имущества является городской округ ЗАТО Северск в лице органов местного самоуправления. В своей деятельности они руководствуются законодательными актами Российской Федерации, Томской области и, конечно же, Уставом закрытого административно-территориального образования Северск. Среди других нормативных документов местного значения были отмечены Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и Прогнозный план (программа) приватизации.
     К муниципальной собственности относятся все средства местного бюджета, муниципальные предприятия, учреждения, земельные участки, транспортные средства, здания и сооружения и многое другое. Не так давно этот обширный список существенно пополнился имуществом СХК, которое при реорганизации градообразующего предприятия не вошло в уставной капитал открытого акционерного общества, и было передано городу. Ежегодно составляется реестр муниципального имущества, и на 1 января 2009 года в нем было учтено 46785 объектов. Поскольку учет собственности ведется в денежном выражении, то ее размер определяется сегодня в 32 миллиарда 47 миллионов рублей. Естественно, такое большое и беспокойное хозяйство требует постоянного контроля, который осуществляется в частности со стороны депутатского корпуса.
     В процессе заседания его участники не могли не затронуть тему использования муниципальной собственности. По мнению депутатов, она не может, что называется, лежать «мертвым грузом», а должна приносить прибыль. Акцентируя внимание на этом моменте, депутат Константин Изместьев подчеркнул, что арендная плата за пользование объектами муниципальной собственности и средства от ее приватизации являются важной составной частью доходов местного бюджета. Поэтому на комитете, рабочих заседаниях и сессиях Думы депутаты периодически заслушивают отчеты исполнительной власти об использовании муниципального имущества, в рамках своих полномочий принимают решения об установлении ставок арендной платы и применяемых к ней коэффициентах, о включении тех или иных объектов в Прогнозный план приватизации. В свое время, как сказал депутат Станислав Блоха, народные избранники не имели возможности влиять на процесс приватизации, однако затем депутатский корпус предыдущих созывов и нынешнего состава Думы смог взять ситуацию под контроль, приняв соответствующие изменения в Устав ЗАТО. Справедливости ради депутаты отметили, что сегодня их полномочия в вопросах приватизации частично ограничены федеральным законодательством. Например, органы местного самоуправления обязаны предоставить предпринимателям, арендующим объекты муниципальной собственности и соблюдающим при этом предусмотренные законом условия, преимущественное право приватизации, если они выразят такое желание. Тем не менее, депутаты определили перечень объектов, не подлежащих приватизации. Сюда в частности вошли городские коммунальные сети, здания школ и детских садов. Городские сети могут сдаваться только в аренду, причем арендаторам предъявляются жесткие требования по их содержанию в надлежащем состоянии. Речь в данном случае идет о таких акционерных обществах, как тепловые и электрические сети, водоканал, в уставном капитале которых 100% доля муниципалитета.
     Продолжая разговор об использовании объектов муниципальной собственности, депутат Алексей Цынгалов озвучил наболевший вопрос, связанный с капитальными ремонтами муниципальных зданий и сооружений. Если в последние годы в отношении тех же школ и детских садов, благодаря усилиям органов местного самоуправления, дела обстоят более-менее нормально, то ситуация с арендуемыми объектами оставляет желать лучшего. Арендаторы не обязаны нести расходы на капитальный ремонт, к тому же многие из них и не располагают подобными средствами. В качестве примера депутат привел здание химчистки, которое находится в аварийном состоянии. Один из способов решения проблемы видится членами комитета в консолидации средств, поступающих от арендной платы, и дальнейшем их целевом использовании на капитальные ремонты. Однако непростая экономическая ситуация пока не позволяет этого сделать и полученные от аренды деньги, используются только на «латание дыр» в различных сферах городского хозяйства. Отвечая на вопрос журналистов насколько реально вернуть городу приватизированные ранее объекты муниципальной собственности, которые по тем или иным причинам также находятся в удручающем состоянии, депутаты пояснили, что это можно сделать только путем выкупа у нынешнего владельца. Здесь есть много законодательных нюансов, поэтому все не так просто, как кажется на первый взгляд.
     Интересовало журналистов и то, зачем местные власти безвозмездно передают объекты из муниципальной в федеральную собственность. По словам депутатов, рассматривая и потом принимая такое решение, в каждом конкретном случае они руководствуются, прежде всего, интересами населения. Так передача помещения по ул.Ленина, 22 паспортно-визовой службе позволит горожанам в ближайшем будущем получать документы нового образца непосредственно в Северске и не ездить для этого в областной центр. В прежнем помещении федеральная структура не имела возможности установить специально закупленное для этих целей дорогостоящее оборудование и обеспечить нормальные условия эксплуатации. Еще одно подобное решение о передаче в федеральную собственность здания по адресу: ул.Ленина, 88 привело к созданию системы так называемого «единого окна», где сосредоточено сразу несколько федеральных структур. И теперь северчане могут в одном месте без проблем оформить права на недвижимость.
     Подводя итоги круглого стола, депутаты еще раз особо отметили, что хотя действующее законодательство позволяет приватизировать хоть все муниципальное имущество, идти на такие кардинальные шаги по меньшей мере неразумно и нецелесообразно. Муниципальная собственность должна быть, а социально значимые объекты находиться под управлением и контролем органов местного самоуправления. Все это позволяет владеть ситуацией в различных сферах жизнедеятельности города и внегородских территорий. В то же время использовать муниципальную собственность надо максимально эффективно на благо жителей ЗАТО Северск, и депутатский корпус со своей стороны делает для этого все возможное.