07июня 2011

Знакомство со школами завершено

     На прошедшей неделе Мэр Григорий Шамин завершил знакомство с общеобразовательными учреждениями Северска, последовательно посетив с рабочими визитами 80-ю, 83-ю, 196-ю и 198-ю школы. По уже установившейся традиции проведения подобных мероприятий руководство общеобразовательных учреждений представило презентации своих учебных заведений. Также были даны подробные ответы на вопросы Главы городского округа, связанные, прежде всего с финансово-хозяйственной деятельностью школ.

     Все четыре школы отличаются хорошей наполняемостью, максимально приближенной к лицензионной, причем занимается в них и немало ребят из других микрорайонов города. Особое внимание учреждения уделяют здоровьесберегающим технологиям и внедрению инклюзивного образования, поскольку обладают большим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 83-й школе есть коррекционные классы логопедической направленности, а в 196-й - классы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (некоторые ученики находятся на дистанционном обучении благодаря использованию современного компьютерного оборудования). Сформировавшиеся за продолжительное время работы высококвалифицированные педагогические коллективы, успешно внедряющие инновации в образовательный процесс, позволяют всем школам из года в год добиваться качественной успеваемости учащихся и хороших результатов на единых государственных экзаменах. Кроме того, ученики и педагоги на протяжении многих лет являются непременными участниками образовательных событий самого разного уровня, начиная с городских предметных олимпиад и профессиональных конкурсов и заканчивая международными, становясь при этом победителями и призерами, выигрывая гранты на реализацию своих проектов. Эти достижения приносят не только моральное удовлетворение, но и в определенной степени материальную выгоду, так как учитываются при распределении областной субсидии в сфере образования. Полученные финансовые средства направляются, в частности, на приобретение нового оборудования, на переподготовку педагогов (например, учителя 80-й школы занимаются у признанных авторитетов образовательной сферы в Москве и Санкт-Петербурге), на стимулирующие выплаты и т.д. Что касается дополнительного образования, то в учебных заведениях действует широкая сеть бесплатных кружков и секций, хотя, по словам руководства школ, некоторые родители высказывают заинтересованность и в отдельных платных услугах. В целом же настрой школ заключается в том, что общеобразовательные учреждения должны иметь право оказывать платные услуги, но не должны быть обязаны этим заниматься, потому что главным для них остается предоставление юным северчанам доступного, бесплатного, качественного образования.
     Среди вопросов, озвученных руководством учебных заведений во время рабочих поездок Мэра, отдельно выделялась ситуация с экономией ресурсов, поставляемых коммунальными службами. Как рассказали директоры, они, конечно, рачительно подходят к использованию электричества, воды и тепла, но дело в том, что в подавляющем большинстве случаев сэкономленные средства (от утвержденных по каждой школе лимитов на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций) направляются в «общий котел» сферы образования города для решения проблем других образовательных учреждений. По мнению руководства школ, хотелось бы, чтобы большая часть этих денег оставалась в ведении тех, кто добился экономии. Также Мэр взял на заметку предложение 196-й школы поддержать реализацию идеи по реконструкции учебных мастерских. Технические характеристики помещения позволяют сделать второй этаж, как было предусмотрено в первоначальном проекте школы. Реконструкция даст возможность на качественно новом уровне предоставлять дополнительные услуги не только учащимся, но и взрослым жителям Северска. Учителя не без основания считают, что с воплощением в жизнь этого проекта, кстати, вместе с другими задумками по дальнейшему использованию материально-технической базы учебного заведения и его территории, у школы появляются дополнительные плюсы в перспективе стать популярным центром культурной, спортивной, общественной жизни своего микрорайона.
     На встречах с трудовыми коллективами учебных заведений Григорий Шамин рассказал о стоящих перед муниципалитетом непростых задачах. Они обусловлены тем, что еще в начале 2000-х годов на федеральном уровне было официально заявлено о выполнении закрытыми городами задачи по созданию ядерного щита, и о постепенном снижении им объемов помощи государства. Так, если еще несколько лет назад безвозмездная федеральная помощь местному бюджету составляла порядка 2,2 миллиардов рублей, то в текущем году государственные субсидии не превысят 1,5 миллиарда, а в следующем сократятся еще примерно на 100 миллионов рублей. Для того, чтобы не только возмещать выпадающие доходы, сохраняя достигнутое, но и уверенно двигаться дальше, с точки зрения Мэра, нужно сосредоточить усилия на нескольких направлениях.
     В частности, эффективно расходовать бюджетные средства, считать каждый рубль, учиться зарабатывать, снижая тем самым нагрузку на местный бюджет. Например, городские театры могли бы существенно расширить гастрольную деятельность, тем более, что по действующему законодательству затраты на переезды коллективов и перевозку реквизита возмещаются за счет федеральных денег. Что касается сферы образования, то уже давно назрела необходимость привести количество зданий школ в Северске в соответствие с реальным числом учеников, которых, как показал демографический анализ, не будет больше 11000 человек в ближайшие 15-20 лет. Пока же значительная часть средств тратится, в том числе, на отопление и обслуживание полупустых помещений, а не на улучшение учебного процесса. Однако в настоящее время прорабатывается концепция реформирования системы общеобразовательных учреждений, предусматривающая создание школьных округов. Предполагается, что окружные школы (односменные, отремонтированные, оснащенные согласно современным требованиям) помимо образовательной функции замкнут на себя и работу с населением каждого округа в области культурной, спортивной, воспитательной, общественной деятельности. А высвободившиеся в результате реформирования несколько зданий тоже можно будет использовать, найдя им другую область применения. На все это потребуется время и деньги, поэтому ни о каком снижении финансирования образования речи не идет. Ведь эффективность бюджетных расходов заключается не в одномоментном сокращении затрат, а в грамотном выстраивании комплекса мероприятий, которые постепенно приведут к нужному результату. Тем не менее, если вдруг рождаемость в городе резко увеличится, все равно будет приблизительно семилетний запас времени для строительства новой школы. В целом же, возможности для того, чтобы средства бюджета расходовались с максимальной пользой, есть практически во всех без исключения сферах жизнедеятельности Северска.
     Другое направление, по словам Мэра, связано с более активным участием города в различных областных и федеральных целевых программах, что позволяет при наличии правильно подготовленной документации реально рассчитывать на серьезное финансирование конкретных муниципальных проектов из вышестоящих бюджетов. Как подчеркнул Григорий Шамин, в ходе служебных командировок ему пришлось столкнуться с ситуацией, когда в московских коридорах власти про Северск несколько подзабыли. То есть подходы к финансированию закрытых городов менялись, а муниципалитет по-прежнему надеялся на значимость ЗАТО, для которых у государства в любом случае должны найтись деньги. Однако такие иллюзии в условиях рыночной экономики недопустимы, и свое участие в целевых программах надо отстаивать постоянно, настойчиво и одновременно грамотно.
     Еще одна важная задача состоит в наращивании собственной налогооблагаемой базы. Причем на этом направлении требуется использовать как уже имеющиеся преимущества территории (высокий уровень образования населения, наличие квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры, свободных производственных площадей и земли), так и создавать дополнительные благоприятные условия для привлечения инвестиций. Конечно, определенную отрицательную роль играет закрытость города, но и здесь есть варианты по упрощению пропускного режима для ввоза «узких» специалистов, налаживания производства и т.п. Кроме того, сейчас предпринимаются шаги по созданию технопарковой площадки, охватывающей участок закрытой территории, куда могут зайти инвесторы по линии «Росатома», и участок за периметром охраняемой зоны, более привлекательный для тех, кто не хочет связываться с вопросами режима. Также совместно с «Росатомом» образовано Агентство развития городского округа, занимающееся, в том числе, формированием банка идей и проектов, которые могли бы претендовать на вложение инвестиций. Мэр отметил, что интерес к Северску действительно есть, и каждую неделю у него проходит по нескольку встреч с потенциальными инвесторами. Понятно, что все это пока происходит на уровне переговоров, но как говорится «под лежачий камень вода не течет», к тому же, как известно, количество все равно перерастет в качество, если последовательно добиваться поставленных целей.
     Во время встреч с учителями речь шла и о том, что работы по реализации стоящих перед городом задач предстоит много. Возможно, в отдельных случаях придется пойти на непопулярные меры, но в сложившейся за последние годы ситуации простых и устраивающих всех решений быть не может. В то же время, подчеркнул Мэр, он готов слушать и слышать конструктивную критику, вести диалог и рассматривать предложения, касающиеся путей дальнейшего развития Северска, а также решения наиболее острых городских проблем.