12февраля 2015

Мэр в трудовых коллективах

Объезжая учреждения сферы образования и встречаясь с трудовыми коллективами, Мэр Григорий Шамин побывал на днях в детском саду № 54 и в школе № 83.
 
   Отличительной особенностью нынешних встреч по сравнению с теми, которые проходили в течение 2011 года, является то, что они проводятся в формате отчета. То есть речь идет о том, что удалось сделать городским властям за прошедшее время. По словам Главы городского округа, тогда планы муниципалитета по улучшению социально-экономического положения в Северске порой воспринимались некоторыми как несбыточные мечтания. Однако сделанное наглядно демонстрирует реальную возможность изменить ситуацию и добиться положительных результатов. Нужно только действовать с учетом современных особенностей межбюджетных отношений, по новому подходить к организации работы в любой сфере жизнедеятельности города и многое будет получаться. Например, за счет подготовки документации, предусматривающей областное и федеральное финансирование масштабных северских проектов, более эффективного расходования бюджетных средств и активного участия в программах вышестоящих уровней, принятия мер по увеличению налоговых и неналоговых доходов  местного бюджета.
   Свою роль, считает Григорий Шамин, сыграло и выстраивание конструктивного взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, когда они не выясняют, кто главнее, а действуют в рамках имеющихся полномочий. В частности, Администрация, принимая во внимание предложения депутатов, занимается текущими хозяйственными делами, чтобы все работало «как часы», Мэр вместе с Думой - стратегическими вопросами развития, включая создание условий для привлечения инвестиций, представление и отстаивание интересов Северска в региональных и федеральных инстанциях, в том числе в «Росатоме».
   Закономерным итогом таких подходов стал постепенный возврат к прежним объемам безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов, рост собственных доходов территории, увеличение внутреннего товарооборота. Об этом сами за себя говорят факты, что с 2010 года местный бюджет вырос на сумму порядка одного миллиарда рублей, поэтому удалось решить или существенно продвинуться по целому ряду сложных вопросов, которые четыре года назад в первую очередь озвучивались трудовыми коллективами. Среди наиболее показательных – ликвидация очереди в детские сады; изменение системы сбора и вывоза бытовых отходов; обустройство гостевых парковок и детских игровых площадок; строительство и капитальные ремонты автодорог, спортивных сооружений, увеличение по так называемым «дорожным картам» заработной платы отдельных категорий специалистов бюджетной сферы.
   Кроме того, как сказал Григорий Шамин, грамотная с расстановкой приоритетов финансово-экономическая политика позволила создать определенный задел на ближайшую перспективу, чтобы даже при возникновении тревожных тенденций в российской экономике не снизить необходимые текущие расходы социального характера и выполнить в этом плане все муниципальные обязательства. К тому же помимо внутреннего перераспределения средств местного бюджета вполне возможно обратиться к такому способу как муниципальные заимствования, тем более что в отличие от других муниципалитетов город до сих пор не брал долгосрочных банковских кредитов и не имеет никаких долговых обязательств, которые отвлекали бы денежные средства на их обслуживание. Причем муниципальные власти нацелены на то, чтобы избежать подобного развития событий.
   Что касается вопросов, задаваемых Мэру на встречах, то они по-прежнему имеют как частный, так и более глобальный характер. К первым относятся, например, обустройство парковок в старой части города, увеличение количества автобусных рейсов до мкр. Сосновка, сохранение речных перевозок до садовых участков, нарушения скоростного режима автолюбителями во дворах, уборка снега по конкретным адресам, обустройство прибрежных пляжей и т.д. В числе вторых лидируют вопросы, связанные с ЖКХ. Прежде всего, с оплатой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Глава городского округа четко обозначил свою позицию, которая заключается в том, что платить надо. Это федеральный закон обязательный для исполнения. Механизм использования средств, поступающих региональному оператору, отвечающего за капремонты общедомового имущества, схож с механизмом обязательного медицинского страхования или с использованием поступлений в Пенсионный фонд. Других вариантов ремонта стареющего жилого фонда у государства нет. У любого регионального оператора по специальной системе показателей (когда построено здание, проводились ли там ремонты, когда и какие и т.п.) составлена очередность домов на проведение тех или иных работ, которые будут финансироваться из аккумулируемых со всей области взносов на капремонт. За этими процессами, кстати, ведется жесткий контроль не только областными структурами, но и каждым муниципалитетом. То есть старые дома будут финансироваться, в том числе за счет более новых, где пока все нормально, но до которых со временем тоже дойдет очередь. Конечно, собрание собственников жилья может принять решение и открыть лицевой счет собственного дома, куда будут перечисляться их средства. Хотя, по мнению Мэра, все необходимо считать и даже более новым многоквартирным домам выгоднее использовать средства из «общего котла». Чтобы не получилось так, что в многоподъездном доме завершается, например, срок эксплуатации лифтов, а за год на своем лицевом счете жильцы могут накопить деньги в лучшем случае только на поллифта. Другое дело, что в масштабах региональных очередей количество жилья из «молодых» (по возрасту) муниципальных образований ежегодно будет ремонтироваться меньше, чем им хотелось бы. Поэтому, как сказал Григорий Шамин, на уровне «Росатома» он выступил с предложением, которое поддержали главы других ЗАТО, чтобы с учетом особенностей закрытых городов у них формировались свои очереди и эти города сами аккумулировали средства на капремонт жилья. Вопрос сложный, но попробовать добиться его решения стоит, ведь тогда Северск сможет в несколько раз увеличить объемы ежегодных капитальных ремонтов многоквартирных домов.
   Еще один масштабный вопрос, звучащий сейчас на встречах, это трудоустройство и создание новых рабочих мест. Отвечая на него, Григорий Шамин подчеркнул, что у муниципалитета нет полномочий открывать какие-либо предприятия или магазины. Тем не менее, городские власти во взаимодействии с областью и атомной отраслью принимают меры, связанные с поддержкой развития малого и среднего предпринимательства, использованием высвобождающихся производственных площадей СХК, приватизацией ненужного городу имущества, привлечением частных инвесторов, готовых реализовывать на северской территории свои проекты в сфере производства и оказания услуг. Благодаря этому только в прошлом году было создано порядка 700 новых рабочих мест. Для привлечения дополнительных инвестиций большое внимание уделяется и постепенной либерализации пропускного режима. Здесь тоже удалось добиться определенных послаблений по срокам проверки и подготовки документов на въезд, по расширению категории лиц, которые могут теперь приезжать в Северск. И работа в данном направлении, по словам Мэра, обязательно будет продолжена с учетом сохранения городом статуса ЗАТО.
   Все вопросы, поднимаемые на встречах с трудовыми коллективами, фиксируются Главой городского округа для последующего анализа, подготовки соответствующих поручений и использования органами местного самоуправления в определении очередных рабочих задач с расстановкой приоритетов по их решению.