01ноября 2006

На повестке - реализация жилищной реформы

В силу объективных условий процессы перехода на рыночные рельсы в Томске идут быстрее, нежели в Северске. Томск – город открытый, статус же Северска – ЗАТО. Однако, жилищная реформа, институциализированная в новом Жилищном Кодексе, уравнивает всех. У всех, как бы общий старт. Все, в соответствии с законом, должны к определенному сроку проделать ряд обязательных операций. Ну, например, к 1 января собственники жилья должны выбрать форму управления – будет ли это управляющая компания (УК) или же – товарищество собственников жилья (ТСЖ). Если дать общую оценку этому процессу, то его, безусловно, можно назвать революцией. Если прежде власть отвечала за все (за распределение квартир, за обеспечение жителей города жилищно-коммунальными услугами и пр.), то теперь все должны решать сами люди, а не власть. Власть же должна создать благоприятные условия для этого нелегкого процесса перехода.

 

В Томске этот процесс перехода идет с трудом. А как в Северске?

На состоявшемся во вторник рабочем заседании депутатов северской Думы рассматривался вопрос о ходе жилищной реформы в ЗАТО. Информацию представил глава Администрации Сергей Точилин. Из 670 северских домов к сегодняшнему дню только 104 выбрали способ управления. Жители 99 домов выбрали управляющие компании, а пяти – предпочли ТСЖ.

В остальных домах никак не удается провести собрание жильцов. Если собрания до Нового года проведены не будут, то тогда все процессы перехода возьмет на себя городская власть, которая должна организовать конкурсы. Но, сказал С.Точилин, хотелось бы, чтобы люди все решили сами.

Кто виноват в том, что население так и не определилось со способом управления? По словам С.Точилина, можно все отнести и на счет несознательности граждан, но можно и на счет недоработки городских властей.

Впрочем, состоявшееся обсуждение вопроса оба этих предположения отмели. Администрация сделала максимум возможного, чтобы проинформировать население об идущих процессах: есть публикации и выступления в СМИ, администрация выпускает пресс-релизы, проводятся «прямые линии», осуществляется прием граждан, ведется работа по подготовке и проведению собраний жильцов. Однако, отдача от этой работы невелика. Например, по поводу такого животрепещущего вопроса, как судьба собственного жилья, в администрацию в день обращается в среднем человек 10.

Можно ли жителей города винить в такой пассивности? Вряд ли. По характеру заданных вопросов (Г.Хандорин, С.Блоха, К.Изместьев, К. Звеглянич, С.Балашков, О.Бояринов, С.Клоков), да и по информации представителей Администрации – в этом смысле, особенно наглядным было выступление Николая Прокопенко - было видно, что вопрос этот не только сложный для понимания, но и труден для исполнения, так как ряд важных позиций не проработан законодательно.

Сколько в настоящий момент в Северске управляющих компаний, из которых северчанину предлагается выбирать? По словам С.Точилина, таковых четыре. Но разговор у депутатов почему-то, так или иначе, все время касался МП «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» во главе с Сергеем Лашевичем. Оно и не удивительно – предприятие муниципальное, оно не возникло ниоткуда, оно управляет, оно реально решает проблемы. На таком, «окученном» городской властью (это не сарказм, это реальный факт) поле появиться новым, сильным управляющим компаниям довольно затруднительно.

Вот, например, С.Клоков рассказывает, что вышеупомянутая УК и какая-нибудь новая компания, пожелавшая участвовать в конкурсе, заведомо окажутся в неравных условиях. У УК С.Лашевича есть вся информация по техническому состоянию домов и сооружений и он, располагая ею, может подготовить заведомо выигрышные предложения. А где новой УК взять информацию о техническом состоянии домов? По словам, С.Точилина, в администрации. А С. Клоков, ссылаясь на слова С.Лашевича, сказал, что тот такую информацию не даст никому.

С.Точилин сказал, что в таком случае надо обращаться к нему лично, и он даст соответствующие указания.

О.Бояринова заинтересовала судьба клубов, которые размещаются в подвальных помещениях домов – ведь теперь хозяевами домов будут жильцы. По словам С.Точилина, у Администрации есть рычаги (по каждому дому доля, которая не приватизирована – она составляет примерно 1/3), чтобы разрешить ситуацию на условиях компромисса.

Депутатов интересовало, а каковы в новом году, в новых условиях, будут тарифы на жилищные услуги, не повысятся ли? По словам С.Точилина, это вопрос не произвольный, и он решается с участием депутатов Думы. Но заметил, что в условиях включения Северска в областную бюджетную систему возникают определенные проблемы. Так, например, область критикует за то, что в Северске плата за наем жилья, считающемся ветхим, составляет всего 1,29 руб. (в следующем году 1,52 руб.). По мнению области, такая плата должна составлять 2,26 руб.

Пессимизма депутатам добавило выступление Николая Прокопенко. Он отметил, что новый Жилищный кодекс принес значительное количество проблем. От жителей теперь требуется стопроцентная оплата жилищно-коммунальных услуг. Отныне каждый дом сам себе накапливает средства на капремонт. Если учесть доходы населения, то это проблема. Далее, в законах не прописаны условия перехода от старой управляющей организации к новой. Случись ЧП в переходный период, кто будет нести ответственность?

Или другой вопрос – он интересовал Г.Хандорина – капитальный ремонт дома. Должен он производиться перед сменой управляющей организации или нет. По словам Н.Прокопенко, Жилищный кодекс этого не требует. Впрочем, здесь же выяснилось, что этого все-таки требует закон о приватизации. А ведь это все самые насущные, жизненно важные вопросы для горожан.

Надо признать, сказал Николай Кузьменко, что у нас в городе конкуренции на рынке жилищных услуг нет. По той схеме, которая сегодня отработана, управляющей компанией, например, является организация, которую возглавляет С.Лашевич, а ЖЭУ в этой схеме являются у нее подрядчиками. И если мы примем решение и дадим право нашим ЖЭУ становиться управляющими компаниями, то мы должны как-то решить до конца и проблему собственности. Но если будут созданы управляющие компании на базе существующих ЖЭУ, то, что тогда останется новым управляющим компаниям?

Высказал опасение Н.Кузьменко и предстоящими конкурсами. Может случиться так, что в результате победы могут придти компании, «у которых за душой нет ничего». Придут «чужие» компании, которые наймут те же «наши» ЖЭУ в качестве подрядчиков. Вопрос серьезный. «Поэтому, - сказал Н.Кузьменко, - мы либо будем как-то искусственно создавать конкуренцию на этом рынке, либо оставим все, как есть, - куда кривая выведет».

Прошедшее обсуждение показало, что вопросов, которые требуют ответа, очень много. Кто-то из депутатов мечтательно сказал, что вот было бы неплохо все провести, как в Китае, то есть подключаться к новым формам по мере готовности – и структур и самого населения. А то может случиться так, что свежий ветер – рациональная рыночная экономика – может оказаться сквозняком, от которого можно подхватить не только насморк, но что-то и похуже.