21декабря 2006

Николай Кузьменко: прошедший год оказался лучше, чем мы ожидали

Для Северска уходящий год был необычным – впервые за всю историю ЗАТО город прожил в консолидированном бюджете Томской области. Другое, не менее значимое событие, - работа в условиях действия нового Устава. Сформированы новые органы управления, что, с одной стороны, предусмотрено действующим российским законодательством, а с другой стороны, учитывает местные традиции управления. Как прошел год в новых условиях? Об этом мэр ЗАТО Северск Николай Кузьменко рассказал на встрече с журналистами.

- Главным итогом уходящего года, – сказал Николай Иванович, - является то, что все опасения, связанные с вхождением в консолидированный бюджет Томской области, не оправдались. Финансовый год заканчивается достаточно успешно. Удалось существенно уменьшить кредиторскую задолженность, которая в начале года составляла около 200 млн. рублей. Сейчас она остается в пределах 70 млн. рублей. Дефицит бюджета сведен практически к нулю. У нас нет муниципального долга. Профинансированы все те направления, которые прописаны в бюджете. Многократно проводилась корректировка бюджета – в сторону увеличения.

Существенную помощь нам оказала инициатива фракции «Единой России» в Государственной Думе Томской области, связанная с выделением целевых средств из областного бюджета на капитальный ремонт объектов соцкультбыта, на благоустройство внутриквартальных проездов, на приобретение лифтов, оказание помощи в ремонте жилья для ветеранов. Причем, все это было сделано на условиях софинансирования, то есть 50/50. Из областного бюджета было выделено около 18 млн. рублей, и мы своих добавили 18 миллионов.

Из крупных событий, которые хотелось бы отметить в конце года, это окончание строительства роддома, который теперь называется перинатальный центр. Это многострадальный объект. Мы начали его строительство в момент развала – первые сваи забили в 91-м году. Потом на много лет мы были вынуждены приостановить строительство. 22 декабря будет подписан акт приемки объекта, а в конце января начале февраля центр начнет работать официально.

В этом году мы приобрели и первый опыт работы в условиях действия ФЗ 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ». Что касается структуры органов местного самоуправления, которую мы приняли и которая зафиксирована в нашем Уставе, то в этом отношении мы не одиноки. Мне уже приходилось говорить, что из 24 с небольшим тысяч существующих в России муниципальных образований 10 тысяч выбрали такую же структуру, как и у нас. Глава администрации в этих муниципальных образованиях назначается по условиям конкурса. Многие на прошедшей недавно в Томске и Северске конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) говорили о том, что эта схема в общем-то предпочтительнее. Поскольку городское хозяйство – это действительно хозяйство, то и управлять им должны люди подготовленные, имеющие и определенный уровень профессиональной подготовки, и опыт работы, а не просто выбранные на выборах. А то получается: человека избрали, он стал главой исполнительной власти, а делать ничего не способен или не умеет. А это опасно….

Теперь у нас появляется возможность выбирать из претендентов, имеющих определенный уровень подготовки. Появляется возможность готовить кадры для работы в городских службах. Сама схема взаимоотношений мэра и главы администрации предусматривает, что мэр гарантирует главе администрации исполнение обязанностей в рамках его полномочий. Мы стараемся лишний раз не дергать главу администрации. То, что ему положено по Уставу, по закону, он выполняет самостоятельно, хотя ключевые вопросы, естественно, обсуждаются на уровне мэра, затем принимаются те или иные решения думой.

Выстроена такая схема взаимодействия: два раза в месяц мы вместе с главой администрации и его заместителями проводим у меня в кабинете рабочие заседания по тем или иным направлениям, на которых вырабатываем соответствующие решения, поручения. А если возникает срочная необходимость встретиться, проблем нет – встречаемся, находим приемлемое, объективное решение по тем или иным вопросам. Наша схема работает, на мой взгляд, неплохо.

- Что вы скажете о ведущейся сейчас дискуссии, по поводу того, должен ли мэр выбираться или же назначаться?

– Я считаю, что мэр должен выбираться не из состава думы, а населением. Тогда это будет должность самая легитимная, а мэр - самый легитимный человек со всеми вытекающими из этого обстоятельства правами и обязанностями, поскольку в таком случае мэр отвечает и за работу думы, и за работу администрации.

- Николай Иванович, вы нарисовали довольно-таки позитивную картину деятельности городских властей в новых условиях. Но наверняка выявились и какие-то проблемы?

- Действительно, такие проблемы имеются. Например, вышеупомянутый федеральный закон 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» вызывает много нареканий. На мой взгляд, на стадии его подготовки и принятия было проработано не все. И сейчас готовится целый ряд поправок к этому закону. Особенно это касается имущества муниципальных образований. Законодатель пытается заставить нас продавать то имущество, которое мы бы сегодня продавать и не хотели. Зачем его продавать, если оно приносит определенные доходы в местный бюджет? И недавно об этом шла речь на конференции АСДГ. Знаю, что такого же мнения придерживается и Союз малых городов России, и Конгресс муниципальных образований РФ – все, по сути, выступили единым фронтом с предложением по внесению в закон соответствующих поправок. Надеюсь, что они будут приняты, и мы сами посвободнее будем распоряжаться своим имуществом.

Есть и другие проблемы, касающиеся закрепленных за муниципальными образованиями источников дохода. Я считаю неправильным, когда в распоряжении муниципального образования совершенно не остается никакой доли налога на прибыль... Или же - налога на имущество юридических лиц. Это огромные деньги, и, тем не менее, у нас ничего не остается. Требуются уточнения и по земельному законодательству. Скажем, большая часть территории – земля муниципальная, а она освобождена от налогов, поскольку на ней расположены предприятия федерального уровня. Применительно к Северску, по нынешним ставкам земля, которая относится к Сибирскому химическому комбинату, могла бы приносить бюджету 280 млн. рублей. Но, пока государство нам помогает, мы так вопрос не ставим. Ну а если ставить вопрос принципиально, то коммерческие структуры обязательно должны платить.

Поднимается вопрос и об увеличении доли налогов на физических лиц, остающейся на территории муниципального образования. У нас на следующий год будет 48%. По-нормальному, по-хорошему, на территории должны бы оставаться 50%, поскольку в противном случае муниципалитеты не будут заинтересованы в развитии территории, в создании рабочих мест, в повышении заработной платы. Я полагаю, что со временем эти доходные источники будут пересмотрены.

- Как поработала Дума первого созыва?

- Главная задача Думы первого созыва – привести все нормативные акты в соответствие с Уставом. Для этого пришлось разработать достаточно много положений, например, Положение о публичных слушаниях, Положение о территориальном общественном самоуправлении, о конференциях, сходах. К сожалению, какой-то активности наши горожане в этих вопросах не проявляют. На конференции АСДГ был доклад, представленный одним из отделов администрации Томска, как раз о работе с общественными организациями. Мне очень понравилось, как там поставлена эта работа, и я планирую с нового года пригласить сотрудников этого отдела к нам, чтобы они показали, рассказали, что делается и как.

Мы провели 25 сессий. Так сложилось, что пришлось провести и несколько внеочередных сессий – для корректировки бюджета, для довыборов депутатов. Если учесть, что депутаты вынуждены сочетать эту работу с работой на производстве и в учреждениях, а депутаты откликаются и проявляют понимание необходимости этой работы, то я не могу не быть им за это благодарен. Они работают результативно.

- Вы подписали соглашение о сотрудничестве с Томской городской Думой. Не могли бы вы рассказать о первых шагах в этом направлении?

Я уже упоминал о намерении пригласить томских специалистов в Северск для обмена опытом работы. Эти мероприятия, как и проведение части конференции АСДГ на территории ЗАТО, находятся в рамках тех соглашений, которые у нас сегодня существуют между двумя думами. Завтра (разговор шел 19 декабря – В.С.) в Северске будут представители томской УК «Жилище», которые имеют большой опыт работы, хорошие наработки. Там есть чему поучиться.

Когда мы подписывали соглашение с Томской Думой, Лев Федорович Пичурин высказал опасение: вот мы в свое время уже с СНП подписывали соглашение и так ничего и не делали. А сейчас у нас, как видим, совместная работа ведется. Появляются новые возможности для сотрудничества - ведь мы теперь в одном бюджете. В законе, в нашем Уставе даже появилось такое понятие, как межмуниципальное сотрудничество. Это понятие надо наполнять жизнью и в рамках упомянутого соглашения надо начинать реализацию совместных проектов. Есть еще достаточно много чего в планах работы на этот год и последующие годы. Так что соглашение работает и, надеюсь, будет работать на пользу наших горожан.

- Как всегда, при подведении итогов, вы, наверное, о чем-то жалеете, что-то не успели сделать, что-то недоработали, упустили…

- К сожалению, мы вместе с администрацией до сегодняшнего дня так и не довели до конца ситуацию по муниципальному транспорту, хотя, надо отметить, что сделано много, например, погашены долги по зарплате. Но нормативно-правовые документы, которые мы собирались принять (правила перевозки, положение о транспортной комиссии, положение о проведении конкурсов), еще только-только находятся на выходе. А ведь еще в сентябре мы заявили, что муниципальному транспорту в городе быть, но процесс затянулся из-за формирования перечня социально-значимых маршрутов. На ближайшей сессии мы включаем вопрос об этом перечне. Это чуть больше 29 тысяч рейсов. Рейсы убыточны. Для бюджета цена вопроса составляет 16 млн. рублей. Поэтому на прозвучавший недавно в СМИ вопрос, поставлена ли последняя точка по проблемам транспорта, я могу ответить: ручку для подписи мы уже занесли, и в оставшиеся дни этого года основные решения по данному вопросу будут приняты.

В 2006 году было явно недостаточно денег на благоустройство. И в следующем году проблемы будут. Однако то, что нам не удалось сделать в этом году, мы постараемся наверстать в рамках начинающей работу программы подготовки к 60-летию города.