07февраля 2007

В борьбе за оптимизацию не должны страдать дети, не должно страдать общество

Социальная ответственность, экономическая и финансовая целесообразность, принципы гуманизма – все это вступило в противоречие друг с другом при рассмотрении депутатами Думы ЗАТО Северск вопроса о судьбе 195-й коррекционной школы 8-го вида. Школа есть, и она хорошо справляется со своей главной задачей – обеспечить социализацию учащихся, имеющих трудности в развитии. Но сейчас все считают деньги, и случается, как это сейчас и происходит со 195-й школой, что под флагом оптимизации появляется возможность утраты того, что справедливо считалось достижением, претворением принципа гуманизма на практике. А теперь спрашивают: а сколько стоят ваши гуманные принципы? Не слишком ли это дорого для общества? Как будто общество существует отдельно, а те, кому нужна особая забота, противостоят этому обществу.

Во вторник депутаты северской Думы, в соответствии с уже сложившейся традицией, провели рабочее заседание прямо на «объекте» - в вышеупомянутой школе, которой грозит закрытие из-за ненормативной наполняемости. В марте школе исполняется 45 лет. За все это время в ней ни разу не было капитального ремонта. Но – школа выглядит чистой, опрятной. «Основные фонды», если можно так выразиться, которые наращивались в течение десятилетий, выглядят вполне солидно: несколько оборудованных швейных мастерских, мастерская по деревообработке, спортзал, зал тренажерный, классы со множеством наглядных пособий, зимний сад в холле, комната для психологической разгрузки, большая столовая, где дети питаются пять раз... Страшно представить, что все это – плод многолетних усилий, может оказаться разоренным. А еще страшнее, что учащиеся могут быть практически выброшенными и никому не нужными.

Познакомившись на месте с материальной стороной школы, депутаты вместе с педагогическим коллективом, с руководителями органов образования собрались в актовом зале, чтобы обсудить извечный вопрос: что делать?

«Да, - сказал, Михаил Мурашкин, Заместитель Председателя Думы, - эта школа создана для конкретных целей. Здесь есть все возможности для организации обучения и воспитания ребят в соответствии с учетом ее профиля - коррекционной школы 8-го вида. Это все хорошее, оно создавалось годами, а разрушить это можно все в один момент. Сохранить школу – это в полномочиях субъекта РФ. Позиция Мэра, Администрации и депутатов едина – школу необходимо сохранить. А в отношении наполняемости – надо искать какой-то разумный компромисс».

Вячеслав Нижегородцев, директор школы рассказал о нынешнем состоянии школы. В ней сейчас находится 116 учеников (было бы 140-150 может и вопрос об ее закрытии не возникал). Персонал школы составляют 100 человек, из которых 58 – педагоги. Строго говоря, заметил директор, штаты, если следовать нормативам, могли бы быть и больше. Школьный бюджет прошлого года составлял 22 миллиона рублей, из которых половина шла на зарплату, а на развитие практически не оставалось ничего. В этом году составлена смета до июня. Причем на отопление выделено всего 100 тысяч рублей. В прошлые годы такая сумма уходила на отопление в течение одного месяца. А как сейчас растянуть эту сумму на весь квартал? А вдруг случатся морозы? Крайним в такой ситуации в любом случае будет директор. То есть де-факто директору предложено «сделать соответствующие выводы».

Депутаты поинтересовались перспективами наполняемости школы. Перспективы оказались неутешительными. Мало того, что неблагоприятен демографический прогноз, хуже другое – коррекционной школе 8-го вида составит конкуренцию общеобразовательная школа. Ведь теперь, в соответствии с рыночным принципом подушевого финансирования, деньги идут за учениками. При самом благоприятном исходе в 1 кл. придут 5-6 человек. Сколько будет учеников, это зависит от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

И здесь, кроме того, что определит ПМПК, возникает и другая проблема: а захотят ли в эту школу отдать своих детей сами родители. Ведь в документе об окончании указывается вид школы. И не все родители в состоянии отнестись к этому вопросу хладнокровно.

Но В.Нижегородцев заметил: вот сейчас дети – кандидаты в нашу школу – пойдут в обычную общеобразовательную школу, но потом все равно они возвращаются к нам, будучи уже запущенными.

Депутаты обсудили и возможность привлечения в школу учащихся с других территорий области. Здесь возникает проблема транспорта. В.Нижегородцев сказал, что только одна поездка в Самусь обходится школе в 1 тысячу рублей. Если же в бюджете будут особо прописаны транспортные деньги, почему бы и не привозить детей из других мест. Но вот захочет ли этого областной департамент образования, который кажется, для себя уже принял решение?

Вероника Егорова, педагог-психолог рассказала об особенностях 195-й школы, которые отличают ее от всех других коррекционных школ. Главное – это то, что школа дает прекрасное начальное профессиональное образование. (По словам Аркадия Кузьменко, заместителя директора школы по профессионально-трудовому обучению, потенциальные работодатели устраивают учащимся экзамены на получение разряда; случается, что некоторые ребята получают даже 3-й разряд). Плюс к этому – серьезная коррекционная работа. В.Егорова сказала, что она знает случай, когда ради того, чтобы своему ребенку дать возможность учиться в этой школе, родители из Томска купили квартиру в Северске. В Томске, рассказывает она, многие школы хотели бы иметь такую же возможность начальной профессиональной подготовки. Но не получили и очень завидуют северчанам. По словам В.Егоровой, при соответствующих усилиях можно добиться того, чтобы в северскую школу приезжали дети с других территорий. Это, при принципиальном решении о сохранении школы, будет только вопросом техническим.

И еще, отметила В.Егорова, в 195-й школе 25% учащихся имеют инвалидность. Эти дети никак не смогут учиться в общеобразовательной школе.

В обсуждении вопроса приняли участие депутаты М.Мурашкин, А.Цынгалов, С.Клоков, В.Осипцов, Р.Мазур, В.Бабенышев, И.Волков, Е.Метелькова, А.Рунда, С.Блоха, О.Бояринов, начальник управления образования Администрации ЗАТО Северск Александр Щипков.

Решено выработать совместную позицию по поводу сохранения школы и обратиться с соответствующей просьбой к Губернатору, в Областную думу. Проект соответствующего обращения депутаты уже подготовили.