01июля 2008

Бюджетное послание Мэра

      Вчера Мэр ЗАТО Северск Н.И. Кузьменко выступил с Бюджетным посланием на 2009 год. В Большом зале здания городского округа ЗАТО Северск находились все руководители предприятий и учреждений ЗАТО, депутаты, Администрация ЗАТО Северск, предприниматели, чиновники, горожане. 

         "Уважаемые депутаты! Уважаемый Глава Администрации!
         Уважаемые представители предприятий, учреждений и организаций!  Дорогие северчане!
 
         Бюджет, как известно, является основным инструментом реализации нашей главной задачи – обеспечения стабильного развития всей инфраструктуры ЗАТО Северск. Речь идет о сохранении имеющегося производственного и культурного потенциала, обеспечении устойчивых темпов экономического роста, создании благоприятных условий для активизации малого, среднего бизнеса и инновационного предпринимательства, укреплении экономической основы местного самоуправления, повышении качества жизни и доходов населения. Все эти задачи и пути их решения определены в «Программе развития ЗАТО Северск Томской области на 2006-2009 годы» утвержденной решением Думы ЗАТО Северск от 27 сентября 2007 г. N 39/8.
         Именно реализация этой Программы, а также «Программы социально-экономического развития Томской области» (в части, касающейся ЗАТО Северск) положена в основу Бюджетного послания.
         Бюджет 2009 года должен быть сконцентрирован на решении задач, затрагивающих интересы практически каждого нашего жителя, каждой семьи.
         Текущее состояние экономики, исполнение бюджета 2007 года, а также ход исполнения бюджета текущего года убеждают в возможности достижения поставленных целей.
         Так в итоге многочисленных корректировок доходная часть бюджета ЗАТО Северск за 2007 год составила 2 693 102,2 тыс. руб.         (+418 214,4 тыс. руб.), а расходная 2 661 321,3 тыс. руб. (+ 323 460 тыс. руб. к первоначальному плану).
         Итоги исполнения бюджета 2007 года выносились на публичные слушания, рассматривались на сессии Думы ЗАТО Северск, поэтому останавливаться на этом более подробно не имеет смысла.
         Бюджет 2008 года утвержден по доходам в сумме 2 605 294,3 тыс. руб. По расходам в сумме 2 669 891,7 тыс. руб. Дефицит определен в размере 64 597,4 тыс. руб.
         За пять месяцев текущего года исполнение бюджета составило:
- по доходам 1 276 957 тыс. руб. (92% к 2007 году, 49% к плану 2008 года);
- по расходам 973 175 тыс. руб. (86% к 2007 году, 36% к плану);
- профицит составил 303 782 тыс. руб. (91% к 2007 году).
         Хочу отметить, что после некоторых уточнений бюджета плановые расходы составят уже более 3-х миллиардов рублей.
         В 2007 году отмечался рост объемов производства и услуг на 109,8 % по сравнению с прошлым годом (14 792 614,6 тыс. руб.). Исключение составляет производство пищевых продуктов (24,3 % к 2006 году) и оптовая торговля (31,7 % к уровню 2006 года).
         Существенно, более чем на 30% увеличился ввод в эксплуатацию жилья. На 1 171 866,7 тыс. руб. оказано платных услуг населению, что составляет 114,2 % к уровню 2006 года (здесь конечно же, львиную долю составляют услуги ЖКХ).
         Введен в эксплуатацию перинатальный центр, выполнен основной объем работ по реконструкции автодороги ЦКПП – путепровод.
         Благодаря усилиям Администрации на работу по соединению улиц Ленина и Ленинградской дополнительно к средствам местного бюджета (21,14 млн. руб.) привлечено 74,9 млн. руб. На строительство дороги ЦКПП – путепровод 15,8 млн. руб. и 31,179 млн. руб. соответственно.
         Отрадно то, что увеличиваются объемы строительных работ 154,3 % к уровню 2006 года (в абсолютных цифрах 2 009 875 тыс. руб.).
         Средяя заработная плата по сравнению с 2006 годом увеличилась на 19,9 % и составила за январь-ноябрь 2007 года 14 020 руб.
         Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01 января 2008 года составил 1,4 % (против 2,2 % на 01 января 2007 года). Увеличение объемов производства, а следовательно и численности работающих на СССРЗ, ввод в эксплуатацию первой очереди стекольного завода заметно сократили безработицу и на внегородских территориях. Сегодня она составляет 6,1 % и 11,4% на начало года
По Программе уровень безработицы должен быть не выше 2 %.
         Что касается социально-экономических показателей I-го квартала текущего года, то они выглядят следующим образом.
         Производство товаров и услуг составило (в сопоставимых ценах) 2 481 830 тыс. руб. (96,4% к уровню прошлого года). Тревогу это не вызывает, так как это типично для первого квартала.
         Строительных работ выполнено на 136,8 млн. руб. или 175 % к уровню I-го квартала 2007 года. Скорее всего это переходящие платежи. Оборот розничной торговли увеличился почти в два раза относительно I-го квартала 2007 года.
         Введено в эксплуатацию 14 135 кв. м. жилья (173,1 % к предыдущему году, 176 квартир). При сохранении таких темпов, построить и ввести 50 тыс. кв. м. вполне реально.
         Среднемесячная начисленная заработная плата составила за январь-февраль 17 050 руб.
         Хочу напомнить присутствующим, что «Программой развития ЗАТО Северск на 2006-2009 годы» планировался рост средней заработной платы с 10,2 тыс. руб. в 2005 году, до 16,1 тыс. руб. в 2009 году. С учетом решений Правительства по повышению зарплаты, в 2009 году можно ожидать ее роста до 17 650 руб. (172,5 % к 2005 году).
         Напомню также, что упомянутой «Программой развития ЗАТО Северск на 2006-2009 годы» планировался рост объемов промышленного производства в 2009 году на 22-25%, а в строительстве – на 40,6 % к уровню 2005 года. Фактически же рост прогнозируется 42,2 % и в 2,3 раза соответственно.
         В числе наиболее острых проблем территории – неукомплектованность кадрами ныне действующих предприятий, организаций и учреждений, не говоря уже о вновь создаваемых. Другими словами, налицо дефицит рабочих рук.
         Эту проблему нужно рассмотреть отдельно, особенно в связи с предстоящим строительством Северской АЭС.
         Бюджет 2009 года, как и предыдущие, должен иметь социальную направленность.
         В 2008 году 46 % расходной части бюджета 2008 года будет потрачено на образование (2007 – 39,5 %, 2006 – 42,2 %), 29,5 % составляют расходы на ЖКХ (2007 – 31,1%, 2006 – 28,9 %), 6 % на культуру и т.д.
         Бюджет развития запланирован в сумме 553 802 млн. руб. (142% от уровня 2007 года).
         В бюджете 2009 года эти пропорции в основном должны сохраняться за исключением «бюджета развития». Он должен быть существенно увеличен, в том числе и за счет внешних источников.
         Надо существенно увеличивать объем капитальных ремонтов жилья и соцкультбыта, благоустроийства, обязательно добиться выделения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ (в этом году мы, к сожалению, провалились).
         В текущем году, как никогда, серьезное внимание в том числе и на самом высоком уровне, уделено развитию малого и среднего бизнеса.
         Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно подчеркивал особую важность этого направления в экономике. Принятый Государственной Думой Российской Федерации Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» конкретизировал сами понятия малого и среднего бизнеса, а главное – предоставил право органам местного самоуправления оказывать финансовую, материальную и другие возможные виды помощи для его поддержки и развития.
         На 1 апреля 2008 года по сравнению с 1 апреля прошлого года число хозяйствующих субъектов уменьшилось на 96 единиц (6,3 %) и составило 1424 ед. (Причины сокращения их числа предстоит проанализировать).
         Наибольшее число юридических лиц сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, обрабатывающих производствах, строительстве, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услугах.
         По формам собственности это выглядит так: государственная – 43 ед. (3 %), муниципальная – 165 (9,5 %), частная – 1123 (78,9 %), смешанная российская – 36 ед. (2,5 %).
         Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составляет 2910 человек или 107,9 % к 1 апреля 2007 г.
         Более половины (58,04%) предпринимателей заняты оптовой и розничной торговлей, почти 13 % (368 чел.) оказывают транспортные услуги и услуги связи, далее идут операции с недвижимым имуществом (287 чел, 9,86 %), обрабатывающее производство (152 чел, 5,22 %), 109 человек (3,75 %) работают в строительстве и т.д.
         Сегодня уже можно сказать, что выстраивается механизм взаимодействия с предпринимателями.
         Создано некоммерческое партнерство предпринимателей ЗАТО Северск, образован координационный совет по развитию предпринимательства, в структуре Администрации появился отдел по поддержке предпринимательства и привлечению инвестиций.
         Администрацией разработана и Думой утверждена «Программа развития малого и среднего бизнеса в ЗАТО Северск на 2008 год».    Завершается создание городского бизнес-инкубатора.
         Если говорить об инвестиционной деятельности на территории ЗАТО Северск, то в целом она получила положительную оценку руководства области. Об этом сказал Губернатор Виктор Мельхиорович Кресс по итогам отчета Анатолия Петровича по этому вопросу. А то что у нас есть Агентство по развитию предпринимательства и оно довольно успешно работает, для многих присутствующих оказалось откровением.
         Разработан инвестиционный паспорт территории, идет работа по созданию муниципального технопарка и ее надо завершить в 2009 году.
         С начала деятельности Агентством профинансировано 7 проектов но общую сумму 182,7 млн. руб.), в том числе, 89,6 млн. руб. по программе «Атомные города». Создано 356 рабочих мест.
         Инвестиционная активность в 2006 – 2007 годах дала рост инвестиций в основной капитал к уровню 2005 года в 1,7 раза. Объем инвестиций в 2007 году составил 3,4 млрд. руб., в 2008 году ожидается 4,5 млрд. руб. (132% к 2007 году).
         Виктор Мельхиорович Кресс относительно внегородских территорий поставил нам задачу, по сути, утроить объем производства, а значит и число работающих на самусьском судостроительном заводе, ввести вторую очередь стекольного завода, создать не менее 100 рабочих мест в п. Орловка.
         До конца текущего года нам, совместно с акционерами указанных предприятий необходимо выполнить все расчеты и обоснования с тем, чтобы уже в 2009 году начать реализацию поставленной задачи. В целом же объем инвестиций в 2009 должен составить не менее 4,8 млрд. руб. Безусловно, в структуре инвестиций основная доля принадлежит градообразующему предприятию, то есть Сибирскому химическому комбинату. Вместе с тем, растет и бюджетная составляющая инвестиций с 345 млн. руб. в 2005 году до почти 600 млн. руб. в 2007 году. Темпы роста в 2005 – 2007 годах составили 17%, 10% и 55% соответственно. Из них, 90% средства федерального бюджета, которые мы получаем в виде субвенций.
         На бюджетной составляющей надо остановиться особо.
         Часть субвенций должна быть направлена на капитальные ремонты, приобретение транспорта, машин, механизмов, оставшаяся, как правило, самая большая – на капитальное строительство. Именно этой частью важно рационально распорядиться, расставив соответствующие приоритеты.
         Первое, что надо предусматривать в титуле капитального строительства – это социальное жилье 8 – 10 тысяч квадратных метров в год. Всего же в 2009 году нужно ввести в эксплуатацию не менее 60 тыс. кв. метров общей площади жилья.
Из этих же денег надо профинансировать работы по формированию земельных участков под строительство жилья и, в первую очередь, индивидуального. Ведь нашим Президентом поставлена задача: 60 % вводимого жилья должно быть индивидуальным. Губернатор, на мой взгляд, уже устал внушать это муниципальным образованиям, в том числе и нам, а я, в свою очередь – соответствующим должностным лицам Администрации начиная с Главы.
         Но, как говориться, слава Богу, лед тронулся и есть заверения, что еще в этом году земельные участки для индивидуальной застройки будут сформированы и мы сумеем не только удовлетворить уже имеющиеся заявления на выделение земельных участков, но и предложить их другим желающим.
         Спрос на землю ожидается очень большой. Мы уже в следующем году должны планировать расходы бюджета на инженерное обустройство будущих поселков.
         Медленно, но тем не менее ведутся проектно-изыскательские работы для строительства социальных объектов.
Готов проект детского сада в п. Самусь, предполагается начать работы по его строительству уже в текущем году с вводом в эксплуатацию в 2010 году.
         Ведутся работы по проектированию расширения здания орловской школы для размещения детского сада, реально эту задачу надо решить уже в 2009 году.
         Проектируется д/с-ясли в мкр. «Сосновка», д/с в 10-м микрорайоне. В 2009 году должно быть начато строительство детского сада в 10-м микрорайоне, закончено проектирование детского дошкольного учреждения в 12 микрорайоне.
         Разработана ПСД по очистным сооружениям, готовится проект по3-му водозабору.
         Разработке проектно-сметной документации Администрации надо и дальше уделять самое серьезное внимание ибо без этого невозможно попасть ни в одну целевую программу как федерального, так и регионального уровня.
         Решен ряд вопросов, связанных с улучшением медицинского обслуживания населения ЗАТО: завершен процесс передачи Самусьской больницы, открыт офис врача общей практики в мкр. «Сосновка», теперь уже бывшая ЦМСЧ получила статус клинической больницы, ведутся работы по реконструкции бывшей поликлиники №2 под детскую поликлинику.
         Вместе с тем материально-техническая база КБ-81, особенно здания чуть ли не 50-и летней давности постройки, находятся уже в убогом состоянии. В нашу медицину нужны огромные вложения.
         В целом, удалось преодолеть кризис системы транспортного обслуживания населения ЗАТО Северск: разработана и утверждена соответствующая нормативная база, реорганизованы муниципальные транспортные предприятия хотя еще остаются проблемы, связанные с невыполнением графиков движения автобусов. До сих пор не создана система технического контроля.
         Не появилось ясности по началу реализации проекта реконструкции западной части города. В этом году нужно обязательно скорректировать ПДП, а в 2009 – приступить к его реализации
         Не разработана программа реконструкции домов массовых серий.
         Нет ощутимых подвижек в решении вопроса с строительством автодороги Чернильщиково-Самусь и ЛЭП-35 кв этого же направления.
         Нет тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Отсутствует комплексная программа по повышению собираемости платежей за услуги ЖКХ, хотя сумма текущей задолженности составляет 67,4 млн. руб. (на аналогичный период прошлого года 70,1 млн.).
         Не начата работа по реконструкции жилого дома по ул. Транспортной, 26
         Провалена работа по вхождению в федеральные программы содействия реформированию ЖКХ и ликвидации ветхого и аварийного жилья.
         Не решен вопрос завершения строительства больницы в п. Самусь.
         По ряду объективных и субъективных причин, о которых неоднократно говорилось на заседаниях Думы ЗАТО Северск программа по подготовке к празднованию 60-летя города реализуется крайне медленно.
         Президент Российской Федерации в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию 23 июня 2008 года, говорит о необходимости разработки уже в этом году долгосрочной бюджетной стратегии страны на период до 2023 года, ожидается принятие Государственной Думой РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Основные ее направления озвучены в прошлогоднем Послании Президента В.В. Путина и выступлении Д.А. Медведева на Красноярском экономическом форуме в этом году.
         В 2009 году истекает срок действия «Программы социально-экономического развития ЗАТО Северск». Нам предстоит решить задачи, связанные с расширением горизонта социально-экономического планирования.
         Для этого необходимо разработать стратегию развития города на долгосрочную перспективу и программу социально-экономического развития на среднесрочную, согласовав их с Госкорпорацией «Росатом» как этого требует действующее законодательство.
         Программы социально-экономического развития ЗАТО Северск помимо развития социальной и инженерной инфраструктуры должны учитывать планы развития градообразующего предприятия (СХК), его интересы, то есть представлять собой скоординированный единый программный документ комплексного развития ЗАТО и градообразующего предприятия. В связи с этим – просьба к руководству СХК совместно с Администрацией создать для этой цели рабочую группу.
         При формировании программ развития территории, отдельных отраслей, социальной сферы мы сталкиваемся с отсутствием целого ряда статистических данных, необходимых для проведения глубокого анализа состояния дел и выработки необходимых управленческих решений.
         Тех статистических данных, которые нам дает городской отдел государственной статистики, на платной, договорной основе, явно недостаточно. Поэтому надо создавать муниципальную статистику, примеры этому уже имеются.
         Администрации следует проработать этот вопрос и в бюджете следующего года предусмотреть финансирование на эти цели.
         Время диктует необходимость более широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в наших управленческих структурах, предусмотренных в рамках Федеральной целевой программой «Электронная Россия», а также областной целевой программой «Проведение административной реформы в Томской области в 2008-2010 годах» принятой Государственной Думой 23 мая 2008 года.
         Необходима тщательная проработка этих вопросов, требуется формирование долговременной стратегии информатизации муниципального образования «Электронный муниципалитет», определение направлений, в которых внедрение информационно-коммуникационных технологий наиболее востребовано.
         Для решения этих задач требуется создание Координационного совета по информатизации ЗАТО Северск в состав которого следует включить представителей Думы и Администрации ЗАТО Северск, специалистов СХК, СГТА и других заинтересованных организаций.
         Необходимо разработать и утвердить график мероприятий, по повышению уровня информатизации, предусмотрев в нашем бюджете средства необходимые для их реализации.
         К сожалению, у нас никак не сдвинется с места разработка перечня муниципальных бюджетных услуг. То ли желания не хватает, то ли, как в том анекдоте, твердых указаний руководителя.
         А в Стрежевом все есть, перечень утвержден еще в 2007 году и его вполне можно использовать в качестве образца.
         Для населения важно знать какие услуги оно должно получать за счет средств местного бюджета (это ответ на вопрос «куда идут наши налоги»), где и в каком порядке их можно получить, какая структура или должностное лицо ответственно за предоставление услуги и куда можно обжаловать их действия.
         Настало время разработать социальные паспорта жителя ЗАТО Северск, ветерана/пенсионера с указанием всех полагающихся льгот.
         Одновременно с этим вместо должностных инструкций надо уже в следующем году приступить к разработке регламентов должностных лиц, где кроме всего прочего расписать их полномочия (перечень вопросов, решение которых является обязанностью должностного лица).
         Конечно же, это очень большая и сложная работа, но ее надо делать если не собственными силами, то с привлечением специализирующихся на этом структур.
         Внедрение этих документов, является одним из направлений административной реформы. В итоге мы будем иметь совершенно прозрачную систему оказания бюджетных услуг, лиц ответственных за это, что в свою очередь, если не исключит совсем, то серьезно ограничит возможности коррупционных проявлений.
         Необходимо повысить результативность и прозрачность бюджетных расходов. Эту задачу поставил Президент Российской Федерации Бюджетном послании. Об этом же постоянно говорит наш Губернатор Виктор Мельхиорович Кресс.
         Подобные задачи формулировались и ранее, но только сейчас можно говорить о том, что практически все необходимые условия для осуществления перехода к бюджетированию, ориентированному на результат созданы.
         В 2008 году на уровне субъекта федерации разработаны методические рекомендации по реформированию муниципальных финансов, утвержден перечень бюджетных услуг и стандарты качества их предоставления (имеется ввиду бюджет Томской области)
         Конечно, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат потребует структурной перестройки системы управления, изменения приоритетов в органах Администрации ЗАТО Северск и бюджетных учреждений, внесения изменений в нормативные акты органов местного самоуправления, уставы и положения о бюджетных учреждениях и пр.
         Должно быть создано единое информационное пространство, объединяющих всех участников бюджетного процесса. Это позволит осуществлять контроль расходования бюджетных средств, повысит эффективность планирования.
         Следует в ближайшее время разработать программу содержания внешних объектов благоустройства на территории ЗАТО Северск, исходя из имеющегося перечня и технических характеристик улиц, площадей, тротуаров, остановочных комплексов, зеленых насаждений.
Администрация должна точно, до квадратного метра, определить объемы работ, проводимых по этим направлениям и при формировании бюджета показать, сколько на их выполнение нужно денег. Формировать муниципальное задание, которое позволит четко привязать выделяемые средства к конкретным и измеримым результатам.
         Финансирование мероприятий по содержанию объектов внешнего благоустройства должно быть адресным. Тогда и жители города будут понимать, куда расходуются бюджетные средства, и депутаты смогут посчитать в состоянии ли бюджет нести такие расходы, определять приоритеты. Это, в том числе, касается ремонта дорожного покрытия, внутриквартальных проездов.
         В условиях острого дефицита рабочих кадров в жилищном хозяйстве и благоустройстве на первый план выходит максимальная механизация работ в этих отраслях. Чтобы привлечь сюда работников нужно существенно увеличить заработную плату и, кроме того, предложить квалифицированный труд с минимальным применением таких уже архаичных инструментов как лопата, кирка, метла, лом, литовка и так далее.
         В течение полутора – двух лет мы должны довести уровень обеспеченности машинами и механизмами, используемыми для уборки снега, текущего содержания и ремонта элементов благоустройства, озеленения, улиц, дорог и внутриквартальных проездов хотя бы до 75-80 % от нормативной.
         Конечно, решение этой задачи в условиях обязательных конкурсов на все указанные виды работ, крайне осложнено. Управляющие компании, не имеющие гарантий, что именно они в течение ряда лет будут выполнять определенную номенклатуру и объемы работ, приобретать необходимое оборудование за свой счет не будут. Отсутствуют стимулы для повышения качества проводимых работ.
При осуществлении перехода к среднесрочному финансовому планированию, принятии трехлетнего бюджета появиться возможность заключения многолетних муниципальных контрактов.
         Сейчас же, технику и оборудование надо приобретать за счет местного бюджета в муниципальную казну с их последующей передачей исполнителю на определенных условиях.
         Что касается содержания территорий, то надо пользоваться опытом томичей. Речь идет о заключении соглашений между Администрацией и отдельными хозяйствующими субъектами с взаимными обязательствами и ответственностью. В качестве стимула используются льготы по налогу на землю.
         Президент Д. Медведев в своем послании Федеральному Собранию поставил задачу ускорения реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
         Нам необходимо в 2009 установить уровень внебюджетных доходов муниципальных учреждений, при достижении которого, следует осуществлять их перевод в автономные с сохранением существующего объема бюджетного финансирования, но осуществляемого уже в рамках муниципального задания. Это позволит снизить налогообложение, увеличив доходы учреждений, упростить механизмы администрирования внебюджетных средств.
         В последние годы наблюдается рост экономических показателей развития города. Увеличиваются реальные доходы жителей города. Вместе с тем, ставки местных налогов длительное время не менялись, следовательно, доля реальных поступлений в бюджет ЗАТО Северск за этот период сократилась на величину инфляции.
         Для увеличения собственных доходов бюджета следует провести индексацию хотя бы на 10 % (что примерно соответствует уровню инфляции 2007 года) ставки единого налогов на вмененный доход, на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 тыс. руб., размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом нежилого фонда, размера платы за наем жилых помещений муниципального жилого фонда.
         Северск традиционно славился своими спортивными достижениями.
         Среди них Маргарита Алейчук – заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, трехкратный чемпион мира, член национальной сборной команды страны.
         Антон Голоцуцков – заслуженный мастер спорта по спортивной гимнастике, участник 28-ых Олимпийских игр, член сборной команды страны.
         Сибирский химический комбинат вырастил Алену Ивлеву – заслуженного мастера спорта по легкой атлетике, трехкратного победителя кубка Европы. Александра Дягилева – мастера спорта международного класса по гиревому спорту, чемпиона и рекордсмена России и Европы.
         Вместе с тем, обеспеченность спортивными сооружениями по современным меркам недостаточна.
Плоскостные сооружения (площадки для игры в волейбол, баскетбол, теннис, и т.п.) – обеспеченность 50%, футбольные поля – 46,5%, бассейны – 14%.
         Ощущается острая потребность в еще одном хоккейном корте с искусственным льдом легкоатлетическом манеже.
         По инициативе «Единой России» создана государственная программа строительства 4000 спортивных сооружений различного профиля.
         У нас есть сто процентная уверенность в том, что мы можем попасть в эту программу, но для этого нужно очень серьезно поработать, прежде всего, по разработке проектно-сметной документации.
         Уверен, серьезную помощь нам будет оказывать Владимир Александрович Жидких, возглавивший комитет по молодежной политике, физкультуре и спорту Совета Федерации. Он сменил на этом посту Виталия Мутко, который теперь министр по делам молодежи, спорту и туризму.
         Мы желаем Владимиру Александровичу плодотворной работы.
         В сфере социальной защиты населения перед нами стоит задача в 2009 году не иметь в бюджетных учреждениях работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума. Необходимо еще до утверждения бюджета принять соответствующие решение Думы.
         Совместно с профсоюзами и предпринимателями надо до конца 2008 года подписать трехстороннее соглашение, в котором зафиксировать, что минимальный уровень заработной платы должен быть не ниже 5000 руб.
         Наибольшее число поступлений в бюджет ЗАТО Северск с территории приходиться на налог на доходы физических лиц, следовательно, при выполнении задач по повышению заработной платы, увеличится доля собственных доходов нашего бюджета.
         Существует проблема с гериатрической службой. В последние годы обострился дефицит мест в отделении сестринского ухода, приюте временного пребывания, отделении для психохроников. Конечно же, эта проблема в какой-то части медицинская, в другой – социальная. Требуется объединить усилия ФМБА, КБ-81, Администрации Томской области и ЗАТО Северск для того, чтобы в ближайшие годы решить эту проблему. Способы ее решения уже обсуждались и всем понятны. Программа по выполнению необходимых работ должна быть принята еще в этом году с началом ее финансирования уже в 2009 году.
         В сфере образования существует проблема несоответствия современным требованиям материально-технической базы в ПУ-32. При этом существует устойчивый спрос на специалистов, подготовленных этим учебным заведением.
         Идет формирование Ядерного федерального университета, и мы должны этому процессу оказывать содействие.
          В 2008 году из местного бюджета финансируется 28 целевых программ в числе которых:
- комплексная программа «Молодежь ЗАТО Северск» на 2008 год;
- целевая программа по физической культуре и спорту ЗАТО Северск «Спортивный город» на 2008 год;
- программа «Поддержки молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 годы»  и другие.
         Начиная с 2009 года целевые программы будут утверждаться не Думой а Администрацией. Тем не менее, депутатский контроль за их реализацией сохранится как на стадии утверждения, так и в ходе исполнения бюджета.
         О мероприятиях, выполняемых в рамках исполнения предыдущего бюджетного послания, уже упоминалось выше, и в целом, работу, проведенную по их реализации можно оценить как вполне удовлетворительную. Есть уверенность в том, что конца текущего года мероприятия будут выполнены полностью.
         Уважаемые депутаты, работники Администрации, уважаемые граждане ЗАТО Северск!
         На 2009 год мы ставим перед собой не простые задачи. Но только их решение обеспечит поступательное движение, направленное на социально-экономическое развитие ЗАТО. Надеюсь, что наша совместная работа будет построена на взаимопонимании и согласованности наших действий.
         Уверен, что вместе мы сможем решить поставленные задачи и достичь намеченных целей.
         Благодарю за внимание."