15июля 2010

Бюджетное послание Мэра ЗАТО Северск

    15 июля Мэр ЗАТО Северск Н.И.Кузьменко обратился с Бюджетным посланием на 2011 год к депутатам, к исполнительной власти и ко всем северчанам.

Уважаемые депутаты Думы ЗАТО Северск!
Уважаемый Глава Администрации, председатель Счетной палаты!
Уважаемые представители предприятий, учреждений и организаций, представители федеральных структур!

    Нынешнее бюджетное послание Мэра отличается от предыдущих тем, что:
    - во-первых, мы все еще находимся на излете (так хотелось бы это понимать) достаточно жесткого экономического кризиса, результатом которого стало урезание на 700 млн руб. по отношению к 2009 году городского бюджета;
    - во-вторых, продолжается процедура реструктуризации (реорганизации) нашего градообразующего предприятия, теперь это ОАО СХК;
    - в-третьих, заканчиваются полномочия всех органов местного самоуправления ЗАТО Северск: главы городского округа, мэра - председателя Думы, депутатов Думы, главы администрации и его заместителей, председателя Счетной палаты.
    Практически через три месяца состоятся выборы депутатов Думы, затем из их числа будет избран мэр - председатель Думы, заместитель председателя Думы. Будет назначен председатель Счетной палаты, объявлен конкурс на должность главы администрации и далее - по Уставу.
    Судя по всему, бюджет 2011 года будет приниматься уже новым составом Думы, тем не менее, думаю, многое из того, о чем будет сегодня сказано, будет учтено или принято во внимание.
    Прежде всего по структуре управления. Нельзя не согласиться с мнением разработчиков Стратегии развития ЗАТО Северск о том, что (цитирую): «Основной проблемой существующей управленческой структуры представляется отсутствие в ней центра, отвечающего за стратегическое развитие города. Данные функции в той или иной степени присутствуют у отдела перспективного развития, комитета экономики, комитета архитектуры и градостроительства. Однако эти подразделения имеют разную подчиненность, стратегические вопросы совмещаются в них с текущими, информационно-аналитические и плановые функции разобщены. В этих условиях отсутствует управленческий центр, который способен обеспечить нацеленность развития города на решение стратегических задач». (Конец цитаты.)
    Хочу напомнить, что в начале созыва в первом варианте структуры администрации была предусмотрена должность заместителя главы по развитию и привлечению инвестиций с соответствующими структурными подразделениями. Но смена глав администраций, срочность контрактов главы и его заместителей не позволили реализовать эту схему, что не лучшим образом сказалось на результатах деятельности в этом направлении.
    В Стратегии есть и целый ряд других, весьма полезных, на мой взгляд, рекомендаций по структуре управления. Их надо внимательно изучить и максимально реализовать. Ведь команда управленцев придет сразу на 5 лет, а там видно будет.
    Убежден, что большая часть депутатов Думы I созыва будут избраны на второй срок. Они этого заслуживают. Поэтому обращаюсь к вам, уважаемые коллеги, с просьбой уделить самое серьезное внимание структуре управления. Она должна соответствовать современным вызовам. Важно, конечно, сокращать численность аппарата, расходы на его содержание, но важнее создать современную, эффективную, другими словами, - результативную структуру управления.
    Уважаемые коллеги! Совсем недавно, на предыдущей сессии, был заслушан и утвержден доклад главы администрации о его работе, об исполнении полномочий, возложенных на него и администрацию Уставом ЗАТО Северск. Кроме того, был заслушан отчет об исполнении бюджета 2009 года и первого квартала 2010 года. Все эти материалы были опубликованы в средствах массовой информации. Это облегчает мою задачу, поскольку полагаю, что нет необходимости подробно повторять как итоги выполнения плана социально-экономического развития, так и подробности исполнения бюджета.
    Укрупненно. Бюджет 2009 года исполнен по доходам в сумме 3,069 млрд руб., по расходам - 3,17 млрд руб. Доходная часть исполнена на 99%, по безвозмездным поступлениям из бюджетов других уровней - практически 100%. Из федерального бюджета поступило 1,469 млрд руб., из областного - 752,6 млн руб.
    При этом в бюджетную систему с территории перечислено 3 млрд руб., в том числе: в федеральный - 1,588 млрд руб. в областной - 1,419 млрд руб.
В итоге в федеральный бюджет перечислено на 124,1 млн руб. больше, чем из него поступило в виде субсидий, дотаций и субвенций, а в областной - на 666,5 млн руб. соответственно.
    Напомню некоторые цифры по бюджету 2010 года. Он формировался в условиях финансово-экономического кризиса и был утвержден в сумме 2,464 млрд руб. по доходам, по расходам - 2,499 млрд руб., при дефиците 34,5 млн руб.
    Безвозмездные поступления из федерального бюджета уменьшены на 430,3 млн руб. и составляют 1,034 млрд руб., а из областного - 189,3 и 563,3 млн руб. соответственно. Собственные доходы запланированы в сумме 866,4 млн руб.
    Перечисления с территории в бюджеты других уровней запланированы в сумме 3,0 млрд руб. В итоге предполагаемый сальдированный результат межбюджетного регулирования составляет 1402,8 млн руб., в том числе с федеральным бюджетом - 566,1 млн руб., с областным бюджетом - 836,7 млн руб.
    Исполнение доходной части бюджета за I полугодие в целом выглядит впечатляюще, хотя есть такое ощущение, что это будет продолжаться совсем недолго.
    Поступление платежей в областной и федеральный бюджет с начала текущего года превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 125% и 128% соответственно.
    В бюджет ЗАТО Северск в июне поступило платежей на 6,9 млн руб., или на 13% меньше, чем в июне 2009 года, при этом за период с начала года объем поступлений в местный бюджет увеличился как в целом (106%), так и по всем видам налогов. И хотя соотношение процентов увеличения поступлений платежей не в пользу местного бюджета, тем не менее само увеличение связано в том числе с системной, планомерной работой администрации, налоговой инспекции и других структур по мобилизации поступлений в бюджет.
    Расходы бюджета за I полугодие профинансированы в сумме 1 334 322,43 тыс. руб., или на 47,9% к плану. К факту 2009 года это составляет 94,8%.
    К сожалению, и в этом году приходится отмечать задержки финансирования крайне острых городских нужд при наличии средств на счетах. В частности, выделение дополнительных средств на капитальный ремонт кровель жилых домов. Крайне острая, социально значимая проблема. Договорились выделить дополнительно к имеющимся 20 млн руб. еще столько же, но воз, как говорится, и ныне там. Финансовому управлению необходимо более оперативно отслеживать ситуацию и соответственно реагировать.
    Коротко о социально-экономическом положении ЗАТО Северск.
    Основные экономические показатели 2009 года в большинстве своем положительные.
    Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 15,2% больше, чем в предыдущем (суммарно это составляет 15,5 млрд руб.). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды составило 108%, объем работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «строительство», составил 1 218 512 тыс. руб., или 113,5% к уровню 2008 года. Объем розничной торговли вырос на 121,8%, а оптовой - даже на 184,6% (около 500 млн руб.). Объем платных услуг населению составил 112,7% (примерно 1,6 млрд руб.)
    Что касается социальных показателей, то здесь картина несколько другая. Уровень регистрируемой безработицы возрос практически в два раза и составил 2,5% экономически активного населения (1533 чел.). Ввод жилья уменьшился в 2,5 раза и составил всего 17 727 кв. м, хотя при этом увеличился в 1,5 раза ввод индивидуального жилья (2274 кв. м).
    Уменьшилась просроченная задолженность по заработной плате. Впервые темпы роста рождаемости (106,5%, 1237 чел.) превысили темпы роста смертности (103%), но в то же время число умерших жителей Северска (1437 чел.) больше числа родившихся. Среднемесячная начисленная заработная плата на начало декабря 2009 года составила 22 443,4 руб. против 21 516,9 на аналогичную дату предыдущего года.
    Число зарегистрированных преступлений возросло на 9,98% (2174 - в 2008 г., 2391 - в 2009 году).
    По итогам первого квартала 2010 года отмечается существенный рост основных экономических показателей по сравнению с 2009 годом.
    Социальные показатели выглядят по-другому. Не введено ни одного квадратного метра жилья, введено всего 54 квадратного метра индивидуального жилья, упал оборот общественного питания (92,3%), просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с I-м кварталом 2009 года увеличилась почти в 2 раза (12 681 тыс. руб.), средний индекс потребительских цен (в действующих ценах) составил 107% к уровню прошлого года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 апреля 2010 года составил 2,6% (1562 чел.). Родилось 277 детей (110,2% к 2009 году), умерло 369 чел. (99,5%).
    Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-февраль текущего года, в крупных и средних предприятиях и организациях составила 21 418 руб. и в сравнении с январем-февралем 2009 г. увеличилась на 5,6%.
    На 1 апреля 2010 года число хозяйствующих субъектов в ЗАТО Северск увеличилось на 81 единицу (105,1%) и составило 1653 единицы. Как и в прежние годы, наибольшее число юридических лиц сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, аренде и предоставлении услуг, строительстве и т.д. и в меньшей степени - в производстве. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составляет 3046 человек, или 99,7% к прошлому году.
Количество малых и средних предприятий на начало 2010 года составило 1207 против 1146 единиц в предыдущем году. Численность работающих в этой сфере составляет почти 15 тысяч человек (33%).
    Экономический кризис привел к ряду негативных тенденций в области предпринимательства: снижение спроса на товары и услуги данных предприятий, сокращение, а порой и полное отсутствие оборотных средств, отказ в доступе к кредитным ресурсам, неплатежи, сокращение объемов работ, увольнение работников.
    В таких условиях возрастает значение малого бизнеса в плане создания новых рабочих мест. Соответственно, надо значительно усилить меры поддержки малого и среднего предпринимательства в пределах полномочий органов местного самоуправления.
    Тем не менее того, что уже сделано, явно недостаточно, и прежде всего в плане оказания финансовой поддержки, особенно инновационного бизнеса (субсидирование, налоговые льготы, бюджетные кредиты, гранты и т.д.), но связано это с дефицитом бюджета.
    Формируя бюджет 2011 года, я советовал бы и администрации и депутатам Думы именно в пределах полномочий органов местного самоуправления ЗАТО Северск по отношению к малому и среднему предпринимательству не задирать ставки арендной платы, фиксируя ее на 3-5 лет, предусмотреть возможность предоставления муниципальных гарантий по кредитам, субсидирование процентной ставки и т.д.
    Есть и другие направления поддержки малого и среднего бизнеса без привлечения бюджетных средств в части организации выставок-ярмарок, проведения различного рода семинаров, реализации отдельных проектов образовательных программ и т.д. Соответствующая материально-техническая база у нас есть, нужно внимание местной власти и некоторые финансовые расходы.
    Работу по организации службы в системе «одного окна» надо продолжить и довести ее до логического завершения, особенно в части, касающейся сокращения времени подготовки документов на создание бизнеса, популяризацию успешного создания собственного дела и т.д.
    По-прежнему практически ведущую роль в развитии предпринимательства в производственной сфере играет Агентство развития предпринимательства - Северск. В прошедшем году при содействии Агентства программой ПАГ профинансировано 3 проекта на сумму 24 692,30 тыс. руб. Частные инвесторы вложили в эти проекты 24 615,20 тыс. руб. Таким образом, общая стоимость проектов составила 49 307,50 тыс. руб. (объем внебюджетных средств, привлеченных на территорию для реализации проектов).
    В первом полугодии этого года программой ПАГ профинансировано 3 проекта на сумму 17 219,30 тыс. руб. (общая стоимость проектов 33 085,95 тыс. руб., остальные - средства частных инвесторов):
    - производство изделий из поливинилхлорида (ООО НПО «Мир пластика»), 21 019,25 тыс. руб., (10 000,00 тыс. руб. - средства ПАГ);
    - производство металлопластиковых форм для изготовления полимерпластиковых изделий (ООО «Металлоформ»), 6 746,70 тыс. руб., (1 899,30 тыс. руб. - средства ПАГ);
    - реализация других проектов создания новых рабочих мест в сумме 5 320,00 тыс. руб. по линии «Программы атомные города».
    Агентство развития предпринимательства приступило к исполнению функций управляющей компании по отношению к бизнес-инкубатору и технопарку, а также получило право быть одним из центров развития предпринимательства в Томской области.
    В целом можно отметить, что у нас в Северске сложился механизм взаимодействия с предпринимательскими структурами, в том числе с Союзом предприятий и предпринимателей среднего и малого бизнеса ЗАТО Северск, а в рамках работы Координационного совета по развитию предпринимательства выявляются и решаются конкретные проблемы конкретных предпринимателей или проектов.
    Известно, что наиболее затратным являются статьи расходов бюджета на образование (~ 48%), жилищно-коммунальное хозяйство (~ 21%), далее социальная политика (~ 9%), общегосударственные расходы, культура, безопасность - примерно по 6% и т.д. Полагаю, что и в 2011 году структура расходов бюджета вряд ли существенно изменится, но в любом случае вопрос повышения эффективности бюджетных расходов остается вопросом номер один.
    Многие, кто впервые знакомится с социальной сферой Северска, отмечают расширенную бюджетную социальную сеть. Создавалась она не только в советское время, но уже и после распада Советского Союза. Хорошо это или плохо, не хотелось бы сейчас об этом дискутировать, но то, что особенно в условиях кризиса она оказывает существенное давление на бюджет, - однозначно.
    В этой связи, хотим мы этого или нет, крайне необходимо пересматривать параметры деятельности бюджетных учреждений. Оценить реальное количество и качество услуг, которые они оказывают. Надо разработать и утвердить план мероприятий по выявлению и сокращению неэффективных расходов и экономии бюджетных средств. Должно быть предусмотрено финансирование установки приборов учета энергоресурсов в каждом из бюджетных учреждений (хотя бы поэтапно). Эти затраты окупятся уже в ближайшее время.
    В 2010 году наконец-то был утвержден перечень муниципальных услуг, оказываемых населению за счет средств местного бюджета. Начата разработка стандартов качества и нормативов финансирования затрат на предоставление муниципальных услуг. Эту работу нужно уже завершать. Надо продолжить также внедрение программно-целевых механизмов управления финансами.
    С вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 по 1 июля 2012 года должно быть обеспечено проведение работ по совершенствованию правового положения муниципальных бюджетных учреждений, в том числе за счет реструктуризации бюджетной сети. Как известно, предполагается возможность создания трех типов учреждений: автономных, бюджетных, казенных.
    Задача очень непростая, но решать ее надо уже в ближайшее время. Некоторый задел в этом направлении администрацией уже сделан.
    С целью совершенствования бюджетной политики в сферах управления доходами необходимо продолжить работу по увеличению поступлений по налогам, в том числе и за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения по местным налогам, более эффективного использования земельных ресурсов и по другим направлениям.
    Необходимо также провести оценку бюджетной эффективности установления местных налоговых льгот, включая процентную ставку единого налога на вмененный доход, корректирующий коэффициент К2, размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом и т.п.
    В сфере образования в 2009 году работа была направлена на повышение качества образовательных услуг, на подготовку квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы города.
В прошлом учебном году по результатам ЕГЭ наши школьники по-прежнему показали уровень знаний существенно выше, чем в Томской области и в России. 69 школьников закончили учебу с золотыми и серебряными медалями (9% от выпуска).
    Уже отмечалось, что статья «Образование» является самой затратной статьей расходов бюджета, однако если учесть еще и потребности в финансах на капитальный ремонт школ и детских дошкольных учреждений, то целого бюджета не хватит. Ремонтируется 78-я школа, крайне требуют ремонта 88-я, 81-я, 83-я школы, Самусьский лицей. И если при наличии средств и постановке городской школы на капремонт детей можно перевести в другие школы, то в п. Самусь такой возможности нет, и лицей надо ремонтировать, не прерывая учебного процесса.
    А вообще, убежден в том, что с учетом наполняемости школ, подушевого финансирования, технического состояния зданий, следующему созыву депутатов Думы вместе с администрацией придется столкнуться с необходимостью объединения некоторых школ. Инициатива, скорее всего, будет исходить от коллективов школ.
    По детским дошкольным учреждениям (ДДУ) у нас сложился дефицит около 300 мест. Эта цифра уточнится к 1 сентября. Всего посещают ДДУ 5185 детей. С учетом роста рождаемости обеспечить всех нуждающихся местами без строительства новых, современных детских садов невозможно.
    По внегородским территориям эта проблема должна решиться уже в этом году. Там, хотя и с большим отставанием, заканчивается строительство детсада на 130 мест.
    В городе планируется строительство детского сада в 10-м микрорайоне, 12 микрорайоне и мкр Сосновка. Однако имеется проект только на 10-й микрорайон. Крайне важно начать строительство уже в следующем году.
    Очень плохо, что никак не можем найти частного инвестора на строительство детского дошкольного учреждения. То ли плохо ищем, то ли эта сфера не привлекательна для бизнеса. Надо продолжать искать.
    В жилищно-коммунальном хозяйстве нашего города, как и в других городах, существует достаточно много проблем, как накопившихся десятилетиями, так и совсем свежих, появившихся в процессе реформирования ЖКХ.
    В жилищной сфере это проблема ликвидации ветхого и аварийного жилья, отсутствие чувства собственника у владельцев приватизированных квартир, не выработан прозрачный, понятный всем механизм взаимодействия органов местного самоуправления, управляющих компаний и населения.
    Тем не менее надо отметить, что в городе начала работать программа по сносу ветхого и аварийного жилья. В прошлом году на эти цели из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 60 млн руб. Выселено из восьми ветхих домов 92 семьи.
    В текущем году на эти же цели выделено пока всего 26 млн руб. для сноса одного ветхого дома. И по этому году, и по следующему надо продолжать работать с областью и с фондом.
    По-прежнему обостряется проблема капитального ремонта кровель. Он требуется уже на 68-ми жилых домах. В этом году на данный момент имеется 100 млн руб. федеральных денег на ремонт 20-ти кровель и 15 млн руб. на ремонт 9-ти кровель из местного бюджета. Я уже говорил об отсутствии чувства собственника у большинства владельцев жилья. Ведь принципиально важно и их практически символическое (в пределах 5%) участие в финансировании этих работ. Увы, сделать это крайне сложно. Действует устоявшееся убеждение - вы обязаны!
    Продолжает обостряться проблема замены лифтов, тем более что жестко установлены сроки эксплуатации. Участие владельцев жилья должно быть и в этом случае.
    Несколько забегая вперед, хотелось бы сформулировать такую мысль, а точнее - предложение. Оно созрело в ходе дискуссий на заседании АСДГ в Новосибирске на основе опыта некоторых городов. Речь идет о разработке муниципальных социальных стандартов, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
    Например, исходя из самого минимального бюджетного финансирования, устанавливается, что:
    - ежегодно ремонтируется такое-то количество кв. метров жилья;
    - такое-то количество кровель;
    - меняется столько-то лифтов;
    - столько-то раз выкашиваются газоны, придомовые и внутриквартальные территории;
    - столько-то высаживается цветов и деревьев;
    - формируются кроны деревьев и кустарников;
    - столько-то кв. м. ремонтируется внутриквартальных проездов;
    - производится разметка дорожной сети и т.д.
    Таких обязательных позиций не так уж и много, но их выполнение, а следовательно, и финансирование должны быть гарантированы бюджетом как самые защищенные статьи.
    А внешний вид города, при самой большой бедности бюджета, должен быть привлекательным не только для гостей, инвесторов, что тоже очень важно, а главное - для жителей нашего города, и прежде всего молодежи.
    Сегодня на самом высоком уровне, на уровне Президента России Д.А. Медведева, поставлена задача модернизации экономики. В этой связи появилось и продолжает появляться много полезной, а главное - внушающей оптимизм информации.
    Задача органов местного самоуправления ЗАТО Северск, в рамках своих полномочий и возможностей, способствовать позитивным процессам в развитии территории, и, конечно же, с участием госкорпорации «Росатом», администрации Томской области, г. Томска тревожащие пока население проблемы будут решены. В этом нет сомнений.
    На мой взгляд, нельзя обойти вниманием в этом докладе вопросы модернизации коммунального хозяйства, понимая, что ее целью является обеспечение населения качественными услугами тепло-, энерго-, водоснабжения и, что немаловажно, повышение уровня ресурсосбережения. И здесь, в числе других вариантов, надо рассматривать возможность участия ЗАТО Северск в отраслевой, росатомовской кампании по модернизации коммунального хозяйства городов Росатома РФ.
    В этом году СХК передает городу около 210 км магистральных трубопроводов теплоснабжения, причем эти трубопроводы работают исключительно на нужды города.
Конечно же, здесь есть вопросы и технического, и организационного плана, но при сотрудничестве специалистов СХК и города они могут быть успешно решены уже к началу нового отопительного сезона.
    Раз уж речь зашла о передаче в муниципальную собственность объектов СХК, то нельзя не сказать и о таких объектах социальной сферы, как хоккейный корт, стадион «Труд», ДК им. Н. Островского и двухзальный комплекс. По существу это объекты общегородского использования независимо от балансовой принадлежности. Их содержание потребует дополнительных расходов бюджета (~ 90 млн руб. в год). Однако есть варианты эти расходы минимизировать. На это потребуется какое-то время. А сейчас часть объектов в этом году и часть в следующем будут содержаться за счет СХК.
    Не исключается и долевое финансирование с участием ОАО СХК и в последующие годы, но это должно быть оговорено в территориальном соглашении между ОАО СХК, администрацией ЗАТО Северск, профсоюзными комитетами СХК и города, согласованном с администрацией Томской области. Проект этого соглашения сейчас дорабатывается и скоро будет готов к обсуждению.
    Уважаемые коллеги! Если говорить о параметрах бюджета 2011 года в целом, то несомненно, что сохранится его высокая зависимость от трансфертов бюджетов федерального и областного уровней, произойдет изменение структуры расходов, связанное с увеличением начислений на зарплату бюджетников в результате повышения до 34,2% ставки страховых взносов во внебюджетные фонды (цена вопроса в пределах 50 миллионов).
    Не исключается и сокращение поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц.
    Надо полагать, что уровень расходов бюджета с учетом рекомендуемых дефляторов (106,5% к уровню 2010 года) составит около 2 млрд 670 млн руб.
    О некоторых мерах по повышению эффективности бюджетных расходов уже говорилось, но есть еще целый ряд направлений расходования бюджетных средств, без которых все равно не обойтись - социальная поддержка населения, молодежная политика, включая обеспечение жильем молодых семей, физическая культура и спорт, в том числе содержание команд высокого уровня, стимулирование спорта высоких достижений и т.д. Конечно же, эти статьи расходов не дают прямого экономического эффекта, но это то, без чего современное общество просто не может существовать.
    Серьезного внимания заслуживает взаимодействие, а точнее, поддержка, в том числе и финансовая, социально значимых общественных организаций.
    Перечень таких организаций приведен в Федеральном законе от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Он не является исчерпывающим, органы местного самоуправления имеют право, исходя из местных условий, дополнить его. В числе общественных организаций самая многочисленная - это совет ветеранов. Сейчас для обеспечения нормальной работы советом представлен проект сметы расходов, и к нему надо отнестись с полным пониманием. Нужно найти возможность профинансировать приведение в надлежащий, достойный Северска порядок здания и помещения, которые занимают общественные организации по ул. Калинина, 32. Есть и целый ряд других проблем, над решением которых придется поработать новому депутатскому корпусу и администрации ЗАТО Северск.
    Здесь уже были ссылки на разрабатываемую Стратегию развития ЗАТО Северск до 2020 года. Надо отметить, что этот документ разрабатывается по инициативе госкорпорации «Росатом» с участием Томской области и ЗАТО Северск. Процесс идет сложно, поскольку предполагаемые сценарии развития меняются. Но тем не менее оценка состояния дел в настоящее время как исходной позиции для дальнейшей разработки дана исключительно исчерпывающе, что лишний раз подтверждает высокий уровень специалистов, привлеченных к разработке Стратегии.
Можно с уверенностью надеяться, что на завершающем этапе (а их около шести) будут предложены конкретные проекты, реализация которых позволит определить будущее нашей территории, этапы его достижения исходя из местных ресурсов, сообразуясь с фактическим уровнем развития, с учетом состояния местного сообщества, бизнес-структур, взаимосвязи с региональными и федеральными органами, а также с соседними муниципальными образованиями, в нашем случае - в первую очередь с г. Томском.
    Думаю, что присутствующие в этом зале согласятся со мной, что только в такой связке можно добиться положительного результата.
    Сегодняшнее Бюджетное послание - третье по счету. Эта практика была введена с принятием в Устав ЗАТО Северск изменений, предполагающих обращение мэра к Думе с ежегодным бюджетным посланием, с предложением бюджетной и налоговой политики ЗАТО Северск на очередной финансовый год. Только через год после принятия этих изменений в Устав в федеральном законодательстве (Бюджетный кодекс РФ) появилась норма, делающая Бюджетное послание обязательным во всех муниципальных образованиях.
    На основании Бюджетного послания формируется план мероприятий по его реализации, который утверждается распоряжением главы администрация ЗАТО Северск.
    Бюджетные послания за три года содержат поручения практически по всем сферам жизни города: поддержка предпринимательства, развитие образовательного комплекса и детских дошкольных учреждений, развитие спортивных школ, здравоохранение. Не остались без внимания строительство и реконструкция жилья, дорог, транспорт, сфера ЖКХ, вопросы благоустройства и другие сферы.
    Большинство поручений, содержащихся в Бюджетных посланиях, выполняется. Анализ их исполнения позволяет констатировать, что Бюджетное послание мэра является эффективным инструментом, позволяющим формулировать основные ориентиры и направления развития города на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

    Благодарю за внимание.