03декабря 2012

Действовать сообща

   На минувшей неделе важным этапом пятого регионального форума-диалога «Атомные производства, общество, безопасность – 2012» стал состоявшийся в Северском технологическом институте круглый стол по теме «Потенциал атомградов - на службу России». В мероприятии приняли участие представители «Росатома», ГосДумы РФ, Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, заместитель Губернатора по внутренней политике Владимир Жидких, Главы муниципальных образований, входящих в Ассоциации ЗАТО и городов АЭС.

   Круглый стол начался с чествования Николая Кузьменко, отметившего недавно семидесятилетний юбилей. Николай Иванович двадцать шесть лет руководил городом, внес большой вклад в становление муниципальных органов исполнительной и представительной власти в условиях новой демократической России, в развитие ЗАТО Северск и внегородских территорий. В адрес юбиляра прозвучали поздравления от руководства атомной отрасли и от Ассоциации закрытых городов.
   Продолжая заседание, его участники в процессе докладов и последующих обсуждений обозначили основные вопросы, касающиеся текущей ситуации и перспектив муниципальных образований системы «Росатома», а также возможные подходы к их решению. Не секрет, что за последние десять-пятнадцать лет произошли серьезные изменения, связанные, в частности, с государственным финансированием этих городов из-за сокращения ядерных вооружений, а также реорганизацией атомной отрасли с целью повышения конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке, сохранения и укрепления позиций российского атомного энергетического комплекса. Среди наиболее актуальных вопросов выделялись постепенное снижение бюджетной обеспеченности атомградов и одновременно увеличивающийся разрыв в доходах работников основного производства градообразующих предприятий с остальным населением; устаревание инженерной инфраструктуры; отсутствие компенсаций за проживание в тридцатикилометровой зоне вокруг городов присутствия «Росатома»; отток молодежи; режимные ограничения, влияющие на развитие предпринимательства и привлечение инвестиций, а значит на доходы территории; нюансы в распределении налоговых поступлений между местными, региональными и федеральным бюджетами.
   Кроме того, как подчеркнул в своем выступлении Мэр Григорий Шамин, и города АЭС, и закрытые административно-территориальные образования «Росатома», и моногорода системы Минобороны имеют существенные отличительные особенности, которые надо учитывать в ходе поиска путей решения вопросов. Один из наглядных примеров таких отличий – пропускной режим. Где-то он более либеральный, где-то более жесткий. Поэтому при подготовке изменений в положения режимной инструкции, которые сейчас изучаются в Правительстве, подходы к данному процессу должны быть разные, но в рамках требований безопасности обеспечивающие максимальные возможности по доступности территорий для людей, товаров, услуг и частных инвестиций.
   Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, участники круглого стола отмечали, что атомграды по-прежнему обладают значительным потенциалом, грамотное использование которого и дальше позволяет реализовывать самые сложные задачи, выдвигаемые сегодня государством и высокотехнологичными отраслями промышленности. Здесь сосредоточены квалифицированные научные и производственные кадры, накоплен огромный теоретический и практический опыт работы, уделяется большое внимание предпринимательским проектам инновационной направленности, подготовке молодых специалистов для предприятий атомной отрасли. Кстати, что касается последнего, то 30 ноября в Северском технологическом институте НИЯУ «МИФИ» открылся Центр карьеры госкорпорации «Росатом», занимающийся привлечением абитуриентов, помогающий студентам в поиске мест прохождения практики по образовательному профилю, а выпускникам в поисках работы. Это уже четвертый по счету Центр после Москвы, Обнинска и Сарова, и его прописка именно в Северске наглядно подтверждает успешность деятельности СТИ на указанных направлениях. Так, по информации ректора вуза Александра Жиганова, в этом году были заключены договоры с 53 предприятиями, а на каждого выпускника при распределении претендовало сразу два работодателя.
   В плане решения текущих вопросов и дальнейшего развития атомных городов, с точки зрения муниципальных властей, положительную роль сыграют Соглашения, подписанные между «Росатомом» и руководством регионов присутствия госкорпорации. Эти Соглашения предусматривают возврат в местные бюджеты региональной части налоговых поступлений от инвестиций атомной отрасли в градообразующие предприятия. Большие надежды возлагаются и на часть налога на прибыль, которую «Росатом» намерен через региональные бюджеты направлять для воплощения в жизнь крупных социально значимых проектов в атомградах.
   Главным итогом круглого стола стало единодушное мнение его участников о консолидации усилий членов Ассоциаций ЗАТО и городов АЭС по улучшению качества жизни населения, поступательному развитию в условиях современного рынка. К принципиальным выводам мероприятия стоит отнести и согласованную позицию о необходимости продолжать конструктивное взаимодействие с «Росатомом», федеральными и региональными властями по корректировке законодательства, продвижению законодательных инициатив (касающихся, в том числе перераспределения налоговых доходов) в интересах жителей атомных городов. Это тем более важно, поскольку практика последнего времени показала готовность вышестоящих уровней идти навстречу консолидированному мнению атомградов.
   Комментируя работу круглого стола средствам массовой информации, Мэр Григорий Шамин обратил особое внимание на то, что от констатации общих для ЗАТО и городов АЭС проблем сделаны конкретные шаги в направлении их совместного решения. В течение двух недель оргкомитетом будет сформирован пакет предложений, практическая реализация которых станет приоритетной задачей Ассоциаций на ближайшее время. Кроме того, Мэр отметил на этом пути некоторое преимущество Северска, обусловленное взаимопониманием с Губернатором по самому широкому спектру вопросов, включая интересующие обе стороны проекты, как по развитию ЗАТО и Сибирского химического комбината, так и в рамках агломерационных процессов с областным центром.