04июня 2007

Представители закрытых городов требуют, чтобы федеральное законодательство учитывало специфику ЗАТО

Северск, как закрытое муниципальное образование, не един в своих проблемах. Таких ЗАТО по России в настоящий момент 42, из которых по линии атомного ведомства – 10. Все решают одни и те задачи, все сталкиваются с одними и теми же проблемами. Поэтому комитеты Госдумы РФ (по местному самоуправлению, по строительству, инновациям) решили провести всероссийский «круглый стол» на тему «Особенности осуществления муниципальной реформы в закрытых муниципальных образованиях России». От Северска там побывал Михаил Мурашкин, заместитель председателя думы, председатель бюджетно-финансового комитета думы ЗАТО Северск.

Встреча, рассказал на днях журналистам М.Мурашкин, состоялась 17-18 мая в Мурманской области. Руководил работой «круглого стола» председатель комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый. В этом серьезном мероприятии, принял участие, по словам М.Мурашкина, «серьезный десант», депутатов ГДРФ от профильных комитетов, руководитель департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Олег Бежаев, представители власти Мурманской области, хозяина территории, на которой проводилось мероприятие, а также главы муниципальных образований российских ЗАТО, представители министерства обороны и агентства по атомной энергии, в чьем ведении и находятся закрытые образования.

В первый день участников встречи познакомили с местными ЗАТО: Полярным и Снежногорском. Полярный – небольшой городок, население которого составляет всего 17 тысяч человек, в основном, это военные моряки и их семьи. Градообразующее предприятие - Судоремонтный завод. Что произвело сильное впечатление на М.Мурашкина («сердце сжималось», сказал он), так это – сохранение традиций, здесь чтят память, как умерших участников последней войны, так и ныне живущих. Хорошее впечатление на нашего депутата произвело посещение муниципального лечебного учреждения, а также гимназии. В школе – чистота и уют, имеются кадетские классы. Есть теплица, где ребята работают с удовольствием, а к праздникам выращивают цветы (мамам к 8 Марта). Гостей познакомили с работой местной администрации и Совета депутатов. Проблемы здесь такие же, как и во всех ЗАТО.

Градообразующим предприятием Снежногорска является предприятие «Нерпа», которое занимается ремонтом судов, а также утилизацией атомных подводных лодок. Общее впечатление от пребывания на Кольском полуострове завершила поездка в Североморск, где базируется практически весь Северный флот РФ. Побывали и на флагмане Северного флота - крейсере «Петр Великий». «Впечатляет!» - лаконично отметил М.Мурашкин.

Главный вопрос, который волновал всех представителей ЗАТО – это будущее, что будет с закрытыми территориальными образованиями, как они будут развиваться. Проблемы выстраданы и потому все участники встречи вопросы, которые требуется решить, формулировали конкретно и предметно. В большей степени это касалось ЗАТО Минобороны, отдельные из которых готовятся к закрытию. Для работы в новых условиях там нет никакой базы – ее и не готовили. Вот ушла военная часть, которая и давала жизнь ЗАТО, а что дальше?

Что же касается ЗАТО федерального агентства по атомной энергии, то здесь ситуация, если говорить о перспективах, более благополучная. Но участники «круглого стола» вели речь в основном о проблемах.

Практически по всем ЗАТО в связи с переходом на единый консолидированный бюджет уменьшилась бюджетная обеспеченность. В Северске она уменьшилась на 13,5%. Об этом, кстати говоря, мэр Н.Кузьменко напомнил недавно, на очередном собрании Думы, когда обсуждался отчет о выполнении бюджета прошлого года. Участники «круглого стола» говорили о необходимости сохранения бюджетной обеспеченности ЗАТО на должном уровне. А северчанам здесь особенно есть над чем поработать. Если в среднем доходы на одного жителя ЗАТО по России составляют 25 тыс. рублей, то в Северске – 19,5 тысяч.

В ходе дискуссий были затронуты вопросы, связанные с земельным налогом в ЗАТО. Градообразующие предприятия раньше платили этот налог в бюджет ЗАТО (в Северске он составлял примерно 200 млн. руб.). Сейчас предприятия от этого налога освобождены. Но ведь этот налог был частью сложившейся бюджетной системы. И если он ликвидируется, то ему нужна какая-то замена.

Кроме того, заметил М.Мурашкин, очень остро ставились вопросы, связанные с организацией исполнения федерального закона 1994 г. «О размещении заказов по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». В Северске, как показала практика (об этом неоднократно говорилось на заседаниях Думы), при проведении конкурсов нередко выигрывали организации, которые потом оказывались не в состоянии должным образом выполнить заказ. Участники «круглого стола» полагают, что при проведении конкурсов приоритет должны иметь те организации, которые размещены на территории ЗАТО. Но это требует изменений в законодательстве.

Также обсуждался вопрос по функционированию органов местного самоуправления, по формированию органов исполнительной и представительной властей. В некоторых муниципальных образованиях действует такая же структура органов местного самоуправления, как в Северске, где мэр является высшим должностным лицом. Высказывались предложения, чтобы агентство по атомной энергии участвовало в согласовании высшего должностного лица. Но это предложение поддержано не было.

Участники «круглого стола» по всем обсуждавшимся вопросам подготовили рекомендации, которые будут направлены Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ и другие заинтересованные инстанции. Главным образом, предложения касались сохранения бюджетной обеспеченности. В рекомендациях отражены основные проблемы, которые имеют место в ЗАТО. Речь шла о том, сказал М.Мурашкин, чтобы в федеральном бюджете 2008 года нашли отражение позиции, связанные с созданием федеральных программ по ЗАТО, с вопросами социально-экономического развития, безопасного функционирования данных территорий, а также с вопросами капитального строительства. Ведь если ЗАТО, в силу их закрытого статуса, лишены возможности обеспечить нормальное функционирование рыночной экономики (а это отражается на всех сторонах жизнедеятельности ЗАТО), то это каким-то образом должно быть компенсировано в бюджете, должно найти отражение и во взаимоотношениях с субъектом федерации, и с федеральными исполнительными органами власти. В рекомендациях, сказал М.Мурашкин, все это отражено и сформулировано правильно.