16июля 2009

Бюджетное послание Мэра ЗАТО Северск

    16 июля Мэр ЗАТО Северск Н.И.Кузьменко обратился с Бюджетным посланием на 2010 год к депутатам, к исполнительной власти и ко всем северчанам.

Уважаемые депутаты!
Уважаемый Глава Администрации!
Уважаемые представители предприятий, учреждений и организаций!
Дорогие северчане!

     Прежде чем изложить основные направления бюджетной и налоговой политики в городском округе ЗАТО Северск на очередной (2010) финансовый год, считаю необходимым доложить вам, а точнее, отчитаться о социально-экономическом развитии ЗАТО в 2008 и первой половине 2009 года, а также о ходе выполнения аналогичного послания на 2009 финансовый год.
     Основные усилия Мэра, депутатов Думы, Администрации и Счетной палаты были направлены на обеспечение эффективной работы отраслей жизнеобеспечения и социальной сферы, повышения уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.
     При этом необходимо отметить, что несмотря на снижение темпов в IV квартале прошлого года, производство товаров и услуг достигло уровня более 16,5 млрд. руб. или 114,7% к уровню 2007 года.
     Объем инвестиций из всех видов источников финансирования составил почти 3,5 млрд. руб. (или 101,6 % к 2007 году).
     Оборот розничной торговли вырос на 127,3 %, общественного питания на 125,4 % оптовой торговли на 132,6 %, объем платных услуг составил 118 % к уровню прошлого года.
     К сожалению, такой рост обусловлен в большей степени ростом цен и тарифов.
     Обеспечена устойчивая работа топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на переход города на теплоснабжение от одного источника после остановки атомных реакторов на Сибирском химическом комбинате.
     За счет реализации целого ряда инвестиционных программ и проектов уровень безработицы на 01 января 2009 года снизился до 1,2 %. По внегородским территориям после ввода в эксплуатацию Северского стекольного завода уровень безработицы уменьшился более чем в2 раза (создано почти 230 новых рабочих мест).
     В условиях мирового экономического кризиса, как известно, прежде всего, растет безработица. Этот процесс, как говориться, и у нас пошел.
     В результате, по состоянию на 01.072009 года уровень регистрируемой безработицы достиг 2,2 % (это уровень 2007 года).
     Средняя заработная плата увеличилась с 14 020 руб. за январь – ноябрь 2007 года до 18700 за аналогичный период 2008 года. В ноябре 2008 года средняя заработная плата составила 20 112 руб. (107,6 %).
     Разброс средней заработной платы по видам экономической деятельности составляет от 12,9 тыс. руб. в организациях культуры, отдыха, спорта, развлечений до 31,0 тыс. руб. в общественных объединениях.
     На поддержку и развитие отраслей жизнеобеспечения и социальной сферы из бюджета 2008 года было направлено 2 400 млн. руб. (80,3 % расходов бюджета).
     Продолжилось реформирование жилищно-коммунального хозяйства. На базе бывших муниципальных предприятий созданы открытые акционерные общества со 100 % долей муниципалитета, а практически все муниципальные ЖЭУ реорганизованы в общества с ограниченной ответственностью.           Принимались меры по передаче управления многоквартирными домами собственникам жилья, а вот работа по созданию структур территориального общественного самоуправления Администрацией практически не велась. что можно отнести к одной из недоработок в ее деятельности.
     Не доведена до конца даже первая очередь газификации поселка Самусь ни в прошлом, ни в этом году, не говоря уже о том, что до сих пор нет ясности по газификации Иглаково, Кижирово, Орловки.
     В 2008 году по капитальному ремонту жилищного фонда выполнены работы на сумму 71,4 млн. руб., по благоустройству 236,1 млн. руб. капитальному ремонту объектов соцкультбыта на 89,6 млн. руб.
     Реализуется программы сноса ветхого и аварийного жилья, хотя здесь есть проблемы, без решения которых её выполнение практически невозможно. В настоящее время вместе с Администрацией и застройщиками необходимые меры определены, дело за их выполнением.
     Подготовлены все необходимые документы для получения средств на капитальный ремонт жилья из федерального Фонда реформирования ЖКХ.      Предполагается, что в 2009 году нам будет выделено около 60 млн. руб.
     По-прежнему много внимания уделялось жилищному строительству, в том числе социальному жилью и жилью для молодых семей. В 2008 году введено в эксплуатацию 659 квартир общей площадью 44 414 кв. метров (116,1% к 2007 году). А вот индивидуального жилья введено в эксплуатацию всего 1480 кв. метров, почти в два раза меньше, чем в предыдущем году.
     45 молодых семей получили субсидию на приобретение жилья, а 40 молодых семей уже решили свою жилищную проблему.
     Всего же в очереди на улучшение жилищных условий стоит 2141семей, имеющих право на получение социального жилья. В 2009 предполагается обеспечить жильем 130 семей.
     Участники Великой отечественной войны, проживающие на нашей территории и нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие в очередь до 01.03.2005 года (Президент РФ Д.А.Медведев поставил задачу к 65-летию Победы обеспечить их жильем), получили жилье еще к 60-летию Победы, то есть в 2005 году.
     Что касается жилищного строительства в текущем году, то прогнозы совершенно неутешительны. Днями мы проанализировали состояние дел на всех строящихся жилых домах и пришли к выводу, что до конца этого года можно ввести в эксплуатацию максимум 21 900 кв. метров, но для этого надо принять целый ряд управленческих решений, в том числе и нестандартных. Это задача для Главы Администрации.
     Основой экономического развития любого региона, как известно, является строительный комплекс, поэтому меры по стабилизации строительной отрасли в период кризиса относятся к разряду первостепенных. И все те меры, которые предпринимаются в этом направлении нашими органами местного самоуправления должны способствовать улучшению ситуации в строительном секторе.
     Общий объем доходов местного бюджета за 2008 год сложился в сумме 3013,9 млн. руб., при этом собственные доходы составили 919,7 млн. руб.
     Отчет об исполнении бюджета 2008 года обсуждался на публичных слушаниях, публиковался в средствах массовой информации, утверждался решением Думы, поэтому не имеет смысла останавливаться на этом более подробно.
     В области бюджетной и налоговой политики реализовывались и продолжают реализовываться задачи пополнения доходной базы местного бюджета, взаимодействия с федеральными и областными структурами по формированию необходимых бюджетных трансфертов, а также контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов.
     Бюджет 2009 года по доходам выполняется достаточно хорошо, хотя в федеральный и областной бюджет перечисляется средств гораздо больше, чем остается в нашем распоряжении.
     Так, за 6 месяцев текущего года в федеральный бюджет перечислено 197 % , в региональный, 135 %, а в местный только 103 % доходов с территории к аналогичному периоду прошлого года. В рублях это составляет 815,6, 611,2 и 227,2 млн. руб. соответственно.
     В отчетном периоде продолжалась работа по повышению эффективности использования муниципальной собственности, совокупные доходы от ее использования составили 164,8 млн. руб.
И в прошлые годы, а в этом году в условиях экономического кризиса особенно, серьезное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса.      Органам местного самоуправления предоставлено право оказывать финансовую, материальную и другие возможные виды помощи для его поддержки и развития.
     На 1 апреля 2009 года по сравнению с 1 апреля прошлого года число хозяйствующих субъектов увеличилось на 148 единиц (10,4 %) и составило 1572. ед.
     Наибольшее число хозяйствующих субъектов (25%) сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.
     По формам собственности это выглядит так: государственная – 40 ед. (2,5%), муниципальная – 132 (8,4%), частная – 1308 (83,2 %), смешанная российская – 34 ед. (2,2 %).
     Число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составляет 3054 человек или 104,9 % к 1 апреля 2008 г.
     Количество зарегистрированных малых и средних предприятий в 2008 году увеличилось с 1143 до 1195, общее число субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 11,6%.
     Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) составляет в настоящее время почти 15 тысяч человек.
     Экономический кризис привел к ряду негативных тенденций в области предпринимательства: снижение спроса на товары и услуги данных предприятий, сокращение, а порой и полное отсутствие оборотных средств, отказ в доступе к кредитным ресурсам, неплатежи, сокращение объемов работ, увольнение работников.
     В целях развития малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск были значительно усилены меры его поддержки, в том числе:
     1) приняты нормативные акты по имущественной поддержке предпринимательства.
     2) открыт Городской бизнес-инкубатор инновационной направленности (декабрь 2008 года). В 2009 году планируется запустить вторую очередь бизнес-инкубатора;
     3) Разработана и реализуется программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Северск на 2009-2011 годы»;
     4) ведутся работы по созданию технопарковой зоны ЗАТО Северск;
     5) осуществляет деятельность Некоммерческое партнерство «Агентство развития предпринимательства–Северск», которое является координатором британо-российской программы «Атомные города» (ПАГ), оказывает услуги субъектам предпринимательства и гражданам, желающим начать свой бизнес;
     В этом году Агентством профинансировано 6 инвестиционных проектов на общую сумму 86,3 млн. руб., в том числе за счет средств ПАГ – 27,8 млн. руб., средств инвесторов – 58,5 млн. рублей. В 2009 году будет профинансировано также 6 проектов на общую сумму 87,2 млн. руб., в том числе за счет средств ПАГ – 38,9 млн. руб., средств инвесторов – 48,3 млн. рублей.
     6) субъекты малого и среднего предпринимательства привлекаются к участию в конкурсах на размещение муниципальных заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
     На данный момент можно констатировать, что появился механизм взаимодействия с предпринимателями. Органы местного самоуправления активно сотрудничают с некоммерческим партнерством предпринимателей ЗАТО Северск. В рамках работы координационного совета по развитию предпринимательства выявляются и решаются конкретные проблемы возникающие у предпринимателей.
     С 2006 года Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области проводится конкурс предпринимательских проектов «Бизнес-старт». Цель конкурса - оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства на этапе их становления (в первые 1,5 года с момента государственной регистрации). Победителям конкурса предоставляются субсидии до 500 тыс. рублей, на безвозмездной и безвозвратной основе, в рамках реализации предпринимательского проекта.
     Начиная с 2007 года предпринимателями ЗАТО Северск подано только 39 заявок на участие в конкурсе, победителями признано 9 заявок (это явно мало).
     В 2009 году из 36 участников со всей Томской области победителями стали всего 2 северских проекта.
     В сфере «Образование» в 2008 году работа была направлена на повышение качества образовательных услуг, на подготовку квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы города.
     По итогам прошлого учебного года, по результатам ЕГЭ наши школьники по-прежнему показали уровень знаний существенно выше, чем в Томской области и в России в целом. 97 школьников закончили учебу с золотыми и серебряными медалями (10% от выпуска).
     Детские дошкольные учреждения посещают 5220 детей. В связи с изменением демографической, в большей степени экономической ситуации возник дефицит мест в детских садах (примерно 180 мест, в т.ч.80 мест на внегородских территориях).
     В пос. Самусь уже начато строительство детского сада на 130 мест с вводом в эксплуатацию в первой половине 2010 года. В этом же году надо начать строительство детсада в городе, проект которого уже прошел необходимую экспертизу. А пока можно решать эту проблему другими способами, в том числе за счет организации групп временного пребывания в других образовательных учреждениях.
     Несмотря на то, что у нас в ЗАТО медицина полностью федеральная, мы тем не менее не можем быть в стороне от проблем, которые там существуют, от процессов, которые там идут. Любой северчанин, которому отказано в каких-то медицинских услугах, или услуги оказались не должного качества, свои претензии предъявляет прежде всего Мэру, Главе Администрации, депутатам потому что мы рядом, а ФМБА – далеко.
     Исходя из этого, мы и вырабатываем взаимоотношения с руководством клинической больницы №81 , где-то помогая, а где-то критикуя, имея целью обеспечение стабильного функционирования, укрепление материально-технической базы, повышение качества медицинского обслуживания. К сожалению, уровень смертности от различных заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм увеличился на 5,6 %. При этом уместно отметить, что рождаемость в ЗАТО Северск увеличилась на 7,1 % .
     Всего же в 2008 году родилось 1162 ребенка, а за первое полугодие – 572 ребенка, умерло 1443 человека. С учетом миграционной составляющей в 2008 году число прибывших в Северск превысило число убывших из Северска на 243 человека.
     Город располагает всем необходимым для удовлетворения потребности населения в услугах учреждений культуры, физической культуры и спорта.
     Все учреждения культуры и спорта не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие.
     В олимпийских играх в Пекине приняли участие три наших спортсмена. Это Антон Голоцуцков, Константин Плужников, Маргарита Алейчук. Антон завоевал две бронзовые медали, а Маргарита – золотую.
     В 2008 году систематически занимались спортом 23303 северчан (20,4 % от общего числа жителей). Проведено 1574 соревнований по 41 виду спорта, в которых приняло участие более 132216 чел.
     Звание «Народная артистка Российской Федерации» получила Травкина Людмила Федоровна.
     Одним из приоритетов социальной политики в городе остается поддержка незащищенных слоев населения. В 2008 году на финансирование мероприятий по обеспечению социальной поддержки малоимущих слоев населения израсходовано 4,7 млн. руб. Адресную помощь за счет средств местного бюджета получили 610 чел.
     В области правоохранительной деятельности осуществлялись меры по охране общественного порядка. профилактике правонарушений, наркопрофилактике, обеспечению безопасности дорожного движения, созданию условий для работы управления внутренних дел. В результате, количество зарегистрированных преступлений в 2008 году уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 26,9 %, в том числе тяжких преступлений на 20,8%, преступлений. совершенных несовершеннолетними. или с их участием на 21,2%.
     Основное же количество преступлений связано с хищениями чужого имущества (1150 из 2174 преступления). Число лиц, совершивших преступления в 2008 году составляет 652 человека.
     Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что в 2008 году в результате совместной работы депутатов Думы, Мэра, Администрации, субъектов экономической деятельности и всех жителей города удалось сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить нормальное функционирование социальной сферы.
     Относительно оценки хода выполнения плана мероприятий по реализации Бюджетного послания Мэра ЗАТО Северск Думе Зато Северск на 2009 – 2011 годы, утвержденного Главой Администрации, то можно его оценить на удовлетворительно.
     По состоянию на начало июля текущего года из 46 мероприятий полностью выполнено 8, выполнено частично 19, 14 мероприятий находится в стадии выполнения, хотя некоторые из них из-за кризиса не будут выполнены ни в текущем году, ни в ближайшие 2-3 года. Поэтому эти мероприятия надо скорректировать с учетом нынешних реалий.
     Как Мэр и Председатель Думы ЗАТО Северск, считаю необходимым проинформировать вас а в вашем лице и все население о работе Думы.
     В первом полугодии текущего года проведено 9 сессий, из них 4 очередных и 5 внеочередных. А вообще за весь период работы Думы ЗАТО Северск I созыва проведено 76 сессий, принято 971 решение, касающееся большинства населения ЗАТО.
     19 февраля 2009 года на должность Главы Администрации был избран и назначен Волков Игорь Евгеньевич.
     Если же вести отсчет с 2005 года то это уже четвертый Глава Администрации и, как говориться, дал бы бог, чтобы он задержался подольше.
     Депутаты активно работают в постоянных комитетах и комиссиях Думы, а также на своих округах, особенно по выполнению наказов избирателей. На сегодняшний день из 125 наказов выполнено 74. К сожалению, экономической кризис не позволит выполнить все наказы, хотя депутаты над этим серьезно работают.
     На внеочередной 76 сессии Думы ЗАТО Северск приняты изменения в Устав нашего ЗАТО. Об этом население города было достаточно подробно информировано через средства массовой информации.
     Буквально две недели назад город отмечал свое 60-летие. О начале подготовки к этой дате мы заявили еще в 2007 году.
Комплексная программа подготовки к этой дате несколько раз пересматривалась переутверждалась Думой. Главное, о чем необходимо сказать это то, что решением Губернатора Томской области В.М.Кресса этой дате был придан областной масштаб, а оргкомитет возглавила Первый заместитель Губернатора Оксана Витальевна Козловская, благодаря которой юбилейная программа претерпела существенные изменения и, как оказалось в лучшую сторону. За это мы благодарны Оксане Витальевне.
     По мнению гостей города, а главное, по мнению очень многих его жителей праздник удался и это очень важно. Важно, чтобы этот юбилей остался в памяти горожан, а особенно в памяти подрастающего поколения северчан.
     Бюджетное послание на предстоящий 2010 финансовый год готовилось в условиях жесткого финансового и экономического кризиса. В этих условиях основная наша задача состоит в том, чтобы не допустить значительного (подчеркиваю - значительного) снижения качества жизни северчан.
     Мы должны выработать и реализовать меры по смягчению негативного воздействия кризиса на наше население.
     При этом надо исходить из понимания того, что и федеральный и региональный (областной) бюджеты, да и наш местный будут приниматься чуть ли не в последние дни 2009 года. Главное, что надо будет сделать при формировании бюджета 2010 года, это сохранить его социальную направленность, не допустить сбоев в функционировании социальной сферы, предусмотреть необходимые средства на поддержку малоимущих слоев населения.
     Как известно, в настоящее время финансирование субсидий и субвенций бюджетам ЗАТО отнесено к защищенным статьям федерального бюджета, тем не менее не исключается, что их объем в 2010 году будет существенно меньше, чем мы имеем сейчас.
     В итоге, «бюджет развития» в 2010 году ожидается уменьшенным по сравнению с нынешним (667,09 млн. руб.). Поэтому начинать какие-то новые стройки не придется, главное завершить начатые (жилье, дороги, детсад и др.).
     В бюджете 2010 года надо предусмотреть средства на разработку генерального плана ЗАТО Северск с утверждением его в 2011 году.
Надо обязательно выделить деньги на разработку проектно-сметной документации как на капитальный ремонт объектов социальной сферы, так и на новое строительство. Наличие документации даст нам возможность заявляться на участие в федеральных и областных целевых программах.
     Надо неукоснительно выполнять решение Думы о капитальном ремонте одной школы в год, а также готовиться тому, чтобы начиная с 2011 года ежегодно капитально ремонтировать по одному детскому дошкольному учреждению. Надобность в этом уже имеется. Надо сделать все необходимое для того, чтобы получать средства на капитальный ремонт жилья из Фонда содействия реформированию ЖКХ, продолжить участие в программе по сносу ветхого и аварийного жилья.
     Несмотря на возможное сокращение расходной части бюджета 2010 года следует предусматривать в титуле капитального строительства социальное жилье не менее 3-5 тысяч квадратных метров. Всего же в 2010 году надо ввести в эксплуатацию хотя бы 20-25 тыс. кв. метров общей площади жилья.
     Согласно требованию Градостроительного кодекса РФ до 1 января 2010 года нами должны быть утверждены правила землепользования и застройки, что позволит четко планировать развитие города и поселков в соответствии со схемами территориального планирования.
     В 2010 году надо разработать проект детальной планировки территории ДОКа, а также будущих поселков на внегородских территориях, в том числе для строителей и эксплуатационников Северской АЭС.
     В этом году должно быть закончено формирование участков под индивидуальное жилищное строительство. (В деревне Кижирово – участок площадью 26 га., между Кижирово и Орловкой – площадью 136 га., в п. Самусь – 21 га.).
     В следующем году надо подготовить и провести торги по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства в районе деревни Чернильщиково площадью 144 га., предложить жителям ЗАТО земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в районе садоводческого общества «Спутник» (186 га.)
     Должны быть продолжены работы по завершению проектирования и поиску инвестиций для строительства очистных сооружений и третьего водозабора.
     В 2009 году истекает срок действия «Программы социально-экономического развития ЗАТО Северск». Для разработки стратегии и программы социально-экономического развития ЗАТО Северск до 2020 года вместе с Росатомом привлечен центр стратегических разработок «Северо-запад» (г. Санкт-Петербург). Эта работа должна завершиться в 2010 году, для чего потребуется соответствующее финансирование.
     Говоря об эффективном использовании бюджетных средств в числе других проблем следует обозначить энергосбережение, о котором мы так много говорили и так мало делаем в этом направлении.
     Помните фразу «Социализм – это прежде всего учет», ну а при капитализме тем более.
     Один из примеров возможных решений. Уличное освещение обходится бюджету в 26,5 млн. руб. в год. Освещение, как известно, требуется в ночное время. Перейдя на двухтарифный учет (ночной тариф) можно на разнице дневного и ночного тарифов на электроэнергию экономить около двух миллионов рублей, затраты для этого в разовом порядке около одного миллиона рублей. И это надо делать до конца текущего года.
     Мы много говорили об общедомовом учете расхода воды, тепла, электроэнергии. Нужна целая программа. Её надо разработать, утвердить и в бюджете 2010 года предусмотреть средства на ее реализацию.
     Необходимо стимулировать население на установку индивидуальных приборов учета расхода воды, тепла двухтарифных счетчиков электроэнергии.      При этом надо пойти на выделение в 2010 году 50% субсидий из местного бюджета для отдельных категорий горожан. Сегодня существуют энергосберегающие осветительные приборы (трудно их назвать лампочками). И хотя они существенно дороже чем обычные электролампочки. конечно же их нужно применять, особенно в бюджетных учреждениях и рекомендовать для населения.
     Мы с Г.П.Хандориным днями обсуждали эти проблемы и возник вопрос: может быть для малоимущих даже купить эти приборы за счет бюджета? А почему бы и нет!
     Существует много энергосберегающих технологий. Просто этим надо заниматься. Экономический кризис тоже должен подтолкнуть нас к этому.
     Здесь уже было сказано о том, что медицина у нас федеральная. Тем не менее некоторые вопросы, поставленные в предыдущем послании решаются с участием городского бюджета. В этом году увеличено число коек в отделении психохроников, ведутся работы по подготовке помещений для гериатрического отделения, сосудистого центра, выполнен капитальный ремонт здания детской поликлиники по ул. Первомайской. В следующем году планируется реконструкция отопления в здании в п. Иглаково (использование энергосберегающих технологий).
     Как и в прежние годы в бюджете 2010 года должны быть предусмотрены средства на содержание детских оздоровительных лагерей в объемах, не меньше чем в этом году, а также средства на трудоустройство не менее 1000 подростков в летнее время, сохранить действующий порядок организации школьного питания в учебное время.
     В сфере транспортного обслуживания населения нам необходимо сохранить муниципальный транспорт в объеме, необходимом для выполнения пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам. Надо сохранить перевозки пассажиров и речным транспортом. На компенсацию убытков от этих перевозок в бюджете 2010 года должно быть предусмотрено необходимое финансирование.
     Требуется также ужесточить контроль за работой частных перевозчиков. Имеющийся комплекс навигационной системы диспетчерского управления движением пассажирского транспорта позволят сделать это. Надо просто обеспечить его функционирование. Необходимые затраты на эти цели должны быть предусмотрены в бюджете следующего года.
     Вызывает серьезное беспокойство рост задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги. На 01 июля этого года задолженность составляет 101,8 млн. руб. (на 1 января 2009 года 65,35 млн. руб.). Нужна какая-то программа действий по повышению собираемости текущих платежей за услуги ЖКХ, а также уменьшению задолженности. Это задача Администрации, управляющих компаний, ЕРКЦ и поставщиков коммунальных услуг.
Администрации, руководителям управляющих компаний надо отработать механизм взаимодействия не только по этим вопросам, но и по обеспечению своевременного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг.
     В области социальной защищенности населения в рамках наших полномочий должны быть сохранены действующие ныне меры поддержки населения.
     Другими словами, как сказал Президент Д.А. Медведев принципиально важно для нас в этот сложный период обеспечить установленный законом уровень социальных гарантий и продолжить исполнение всех наиболее значимых социальных программ.
     Мы можем сэкономить на чем-то другом и будем это делать, можем ограничить какие-то траты, но на социальных вопросах власть не имеет права экономить.
     Уважаемые депутаты, работники Администрации, уважаемые горожане!
     На 2010 год мы ставим весьма скромные задачи. В условиях жесткого экономического кризиса иначе и быть не может.
     Главная задача – максимально сохранить все то, что было создано в предыдущие годы, по возможности смягчить негативное воздействие кризиса, не допустить социальной напряженности на нашей территории.
     Убежден, что совместными усилиями мы с этой задачей справимся.
     Благодарю за внимание.