28февраля 2014

На сессии Думы

   Двадцать седьмого февраля завершила свою работу очередная, пятидесятая по счету, сессия Думы ЗАТО Северск II созыва, которая прошла под председательством Мэра Григория Шамина.

   Есть над чем работать

   С отчетом о деятельности Управления МВД России по ЗАТО Северск за 2013 год перед депутатами выступил временно исполняющий обязанности начальника северской полиции Алексей Штин, достаточно подробно осветивший работу правоохранительных органов по различным направлениям. В частности, докладчик отметил снижение числа зарегистрированных случаев по отдельным видам правонарушений и положительную динамику по их раскрываемости, в том числе по «горячим следам». Однако здесь есть к чему стремиться, поскольку общая раскрываемость преступлений по итогам прошлого года составила 38,5%, в то время как аналогичные показатели в области достигают 53,1%, а в г.Томске – 42,9%. Также, согласно приведенным им сведениям, в целом уровень преступности на территории ЗАТО в расчете на 100 тысяч населения увеличился на 18,7% и составил 1337 преступлений. Определенную озабоченность вызывает сохранение в 2013 году на прежнем уровне умышленных поджогов; нестабильная ситуация, связанная с хищениями имущества граждан путем мошенничества; незаконный оборот наркотических веществ, включающий распространение их новых видов синтетического происхождения. Что касается наркотиков, то сотрудниками Управления было выявлено 107 преступлений, изъято 236 грамм наркотических средств, пресечена деятельность 5 наркосбытчиков и 2 наркопритонов, к уголовной ответственности привлечены 24 человека, из которых 7 получили длительные сроки заключения.
   Отвечая на вопросы депутатов о мошенничестве в жилищной сфере, Алексей Штин пояснил, что в работе находятся 3 уголовных дела, одна организованная группа черных риэлтеров уже ничем не сможет навредить северчанам, еще 44 материала проходят доследственную проверку по заявлениям граждан. Кроме того, он взял на заметку предложение депутатского корпуса о том, чтобы после принятия судебных решений соответствующая информация была опубликована в СМИ. Депутаты настоятельно рекомендовали Алексею Штину обратить самое серьезное внимание и на продолжающиеся нарекания населения к работе участковых уполномоченных, до которых порой невозможно дозвониться. В процессе обсуждения речь также шла о кадровом обеспечении полиции и необходимости увеличения количества камер видеонаблюдения в местах, где граждане могут подвергнуться преступным посягательствам.
   Принимая отчет к сведению, депутаты подчеркнули важность принятия мер, обеспечивающих неотвратимость наказания, значимость дальнейшего взаимодействия муниципальных властей с правоохранительными структурами по самому широкому кругу вопросов с целью улучшения ситуации.

   О лекарственном обеспечении северчан

   На предваряющем основной блок вопросов сессии «Часе Администрации» была заслушана тема, которая с осени 2012 года находится на постоянном контроле у депутатского корпуса. Связана она с динамикой розничных цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в муниципальных аптеках, конкурентоспособностью этих учреждений. По информации руководителей муниципальной аптечной сети, в среднем увеличение потребительских цен оценивается на уровне 8,4%. Связано оно с ростом цен производителей, причем в основном отечественных, а не зарубежных. Несмотря на это, муниципальные аптеки стараются очень гибко подходить к формированию своей торговой надбавки. Так на препараты жизненной необходимости она составляет от 3 до 5%. Действует также система скидок на лекарства для различных категорий граждан, которая колеблется в пределах от 3 до 7%. Мало того, чтобы привлечь в муниципальные аптеки северчан проводились акции, предусматривающие даже 10% скидку на весь ассортимент товаров. В настоящее время также прорабатывается возможность удовлетворения спроса населения через выполнение Интернет-заказов.
   Тем не менее, как отметили руководители муниципальных аптек, финансовое положение учреждений оставляет желать лучшего из-за возрастающей жесткой конкуренции на рынке с крупными частными сетями, которые могут позволить себе играть на значительное понижение цены, обладая к тому же подчас более узким ассортиментом. Но как бы сложно не складывалась ситуация, муниципальные аптеки настойчиво ищут пути, позволяющие им продолжать стабильно работать и развиваться.
   Еще один вопрос, относящийся к сфере лекарственного обеспечения, касался деятельности комиссии Администрации по рассмотрению споров, возникающих в процессе льготного предоставления препаратов. Сложность заключается в том, что из года в год количество льготников неуклонно растет и составляет сегодня порядка 12000 человек (в 2011 году – примерно 10000), тогда как объем финансирования остается примерно на одном уровне: 2011г. – 39 млн. рублей, 2012г. – 38,2 млн., 2013г. – 38 млн. Помимо этого периодически возникают случаи, когда требуются дорогостоящие лекарства, не входящие в льготный перечень. В особо непростых ситуациях, если комиссии Администрации не удается решить вопрос, в том числе с финансированием, на местном уровне, то заявления направляются в областную комиссию для рассмотрения о выделении дополнительных средств. Учитывая эти и другие чисто профессиональные с медицинской точки зрения трудности в деятельности комиссии, Администрации было предложено рассмотреть вопрос о включении в состав комиссии депутатов-врачей, помимо руководителя КБ-81.

   Отчет Мэра

   Собственно сессия началась с отчета Мэра ЗАТО Северск Григория Шамина за 2013 год. Он существенно отличался от отчета, прозвучавшего на общегородском собрании, состоявшемся в начале февраля в ГДК им.Н.Островского, поскольку ориентировался на работу Мэра в рамках полномочий, которыми он наделен согласно Уставу городского округа. В частности, акцент был сделан на представительских функциях первого лица муниципальной власти. Как подчеркнул Григорий Шамин, за период пребывания в должности им использовалась любая возможность для участия в мероприятиях разного уровня, чтобы отстаивать интересы северчан; решать вопросы по дальнейшему развитию города и внегородских территорий в условиях изменяющихся межбюджетных отношений, по вхождению в те или иные федеральные и областные программы; заинтересовывать потенциальных инвесторов в реализации крупных проектов именно в ЗАТО Северск.
   К числу знаковых событий Мэр отнес Всероссийских съезд муниципальных образований, в ходе которого состоялась встреча ряда делегатов с Президентом РФ, давшим по ее итогам несколько поручений. Предметом обстоятельного разговора, например, стало несоответствие имеющихся у муниципалитетов полномочий и возможностей по их финансированию. Другое важное направление заключалось во взаимодействии с «Росатомом», «ТВЭЛом», областной властью и СХК, выросшем в подписание госкорпорацией с областью конкретных Соглашений о перераспределении налоговых платежей от инвестиций в предприятие между региональным и местным бюджетом. Продолжением этой работы являлось участие в совещаниях Ассоциации ЗАТО, где совместно с «Росатомом» вырабатывались предложения о создании на федеральном уровне программы поддержки развития закрытых городов. Предложения предполагают закрепление за ЗАТО доли региональных и федеральных налогов. Самое прямое отношение к этому имеет и продолжающееся обсуждение механизма распределения налоговых поступлений от прибыли консолидированной группы налогоплательщиков. Положительную роль играет и процесс постепенной либерализации пропускного режима, одним из инициаторов которого был Мэр. Все вышеперечисленное поможет наращиванию собственной налогооблагаемой базы, созданию дополнительных благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и проектов путем предоставления более расширенных налоговых преференций инвесторам на территории ЗАТО.
   Не менее значимо наличие у Северска готовой технической документации и пакета стратегических документов развития, что уже реально позволяет рассчитывать на получение солидного софинансирования для строительства промышленного парка, зоны отдыха за Центральным КПП, новой автодороги с выездом на развязку у коммунального моста через Томь. Кстати, включение данных проектов в планы вышестоящих структур по большому счету можно уже назвать свершившимся фактом.
   Вместе с последовательно осуществляемыми последние несколько лет изменениями в подходах к управленческим процессам в самом муниципалитете, принятые меры, по словам Мэра, привели к положительной динамике во всех сферах жизнедеятельности ЗАТО Северск, росту доходов бюджета, увеличению на 40% товарооборота. А главное придали дополнительной уверенности в правильности выбранного Думой, Мэром и Администрацией три года назад курса. В качестве наглядного примера Григорий Шамин выделил ликвидацию очереди в детские сады для ребят от трех до семи лет, отметив, что в 2014 году будет закрыта проблема по местам и для детей от одного года до трех. В ближайшей перспективе среди приоритетных задач 65-летие Северска. Однако не столько с позиции празднования, хотя это тоже немаловажно, а с позиции решения ряда значимых для северчан вопросов в ходе подготовки к юбилею. Завершая выступление, Мэр подчеркнул, что сейчас очень важно не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше в соответствии с утвержденными планами и программами.

   Нужные изменения

   В определенной мере подтверждением сказанному стало решение сессии о внесении изменений в программу социально-экономического развития ЗАТО Северск на 2012-2016 годы. Напомним, что совсем недавно по этому вопросу прошли публичные слушания. Изменения связаны с актуализацией программы, в частности, по включению в нее новых масштабных проектов, с уточнением сроков реализации, объемов и источников финансирования программных мероприятий.
   В числе других решений Думы центральное место заняла, конечно же, первая в текущем году корректировка бюджета. Она учитывала использование остатков средств местного бюджета по состоянию на 1 января 2014 года; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; изменения с безвозмездными поступлениями; прогноз налоговых и неналоговых доходных поступлений. В результате корректировки доходная часть бюджета увеличилась на 41,7 млн. рублей, расходная – на 196,7 млн. рублей. Дефицит составил 84,7 млн. рублей, но как отмечалось при обсуждении, в данном случае это чисто техническая позиция, закрываемая остатками средств местного бюджета. Что касается расходов, то корректировка предусматривает рост затрат по Управлению молодежной и семейной политики, культуры и спорта (на реализацию отдельных муниципальных программ, проведение мероприятий в честь 65-летия Северска, на софинансирование повышения заработной платы педагогическим работникам и т.д.); по Управлению образования (в частности, на оплату работ по универсальному спортзалу СФМЛ, приобретение автобуса для общеобразовательных учреждений); по Управлению имущественных отношений (на приобретение спецтехники для нужд ЗАТО Северск); по УЖКХ ТиС (на очистку дорог общего пользования в ночное время, текущий ремонт дорог общего пользования, на приобретение лифтов, на установку контейнерных площадок для размещения контейнеров заглубленного типа, модернизацию и устройство детских игровых площадок и т.д.); по Управлению капстроительства (на муниципальную программу по организации гостевых стоянок и расширению внутриквартальных проездов, на реконструкцию стадиона «Янтарь» и др.).
   Также на сессии депутаты утвердили новый состав Молодежного парламента в количестве 26 человек, выборы которого проходили с 17 до 22 февраля текущего года путем голосования в сети Интернет.