19декабря 2005

Особенности организации местного самоуправления для ЗАТО

На прошлой неделе Мэр ЗАТО Северск Н.И. Кузьменко получил ответ из Министерства регионального развития Российской Федерации на обращение Ассоциации ЗАТО Росатома и Министерства внутренних дел России по поводу изменения полномочий закрытых административно-территориальных образований в условиях действия ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Директор департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ С.Н. Мирошников сообщил следующее:

«Главой 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) установлены особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 80 Федерального закона № 131-ФЗ закрытые административно-территориальные образования наделены статусом городских округов. Однако органы местного самоуправления ЗАТО исполняют полномочия по решению вопросов местного значения городских округов с учетом особенностей, регламентированных статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

С 1 января 2006 года в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ бюджеты ЗАТО должны формироваться согласно порядку формирования бюджетов, предусмотренному для городских округов. Вместе с тем, в рамках подготовки к реализации Федерального закона № 131-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232 утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования.

В соответствии с указанным Постановлением трансферты из федерального бюджета бюджетам ЗАТО будут выделяться в виде:

- дотаций на дополнительные расходы бюджетов ЗАТО, связанные с общей социальной компенсацией проживания и работы граждан в условиях особого режима и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности;

- субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры, направляемых на строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, коммунальной и инженерной инфраструктуры;

- субвенций на переселение граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО.

Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» предусматривается выделение бюджетам ЗАТО трансфертов в объемах, соответствующих объемам трансфертов, направленных в текущем году.

Министерство регионального развития Российской Федерации признает тот факт, что по отношению к осуществлению на территориях ЗАТО местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ требуется особый подход, тем не менее, не считает целесообразным предложение о выделении ЗАТО в самостоятельный тип муниципальных образований.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время на рассмотрение в Правительство Российской Федерации направлена система мер, обеспечивающих решение общегосударственных задач, а также недопущение сокращения количества и снижения качества услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления ЗАТО, разработанная рабочей группой № 6 по вопросам функционирования ЗАТО, созданной в рамках Межведомственной комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации».